а уд и о к л уб
в конце — боковые грани уже сточен-
ной иглы срезают модулированные
участки канавки грампластинки. В
результате происходит необратимое
разрушение канавки, возникают раз-
дражающие слух дребезг и шум при
звуковоспроизведении. Прекрасные
слова о скоротечности жизни шеллач-
ной грампластинки при ее проигрыва-
нии стальной иглой написаны в О С Т
Н К О М 23018-39: “§14. Граммофонная
пластинка должна допускать проиг-
рывание на стандартном граммофоне
(О С Т II К М 20022) иглами средней
громкости (О С Т Н К М 4213), при
смене игл после каждого проигры -
вания, не менее 40 раз без появления
искажений, заметных на слух.
..” Те-
перь понятно, почему даже в сундуке
самой бережливой бабуш ки трудно
найти неповрежденную шеллачную
грампластинку.
Деревянная
игла
изобретена
на
“ Grammophone” в начале 1900 годов.
Деревянные иглы тогда назывались
“ иголки амурфибра” и рекламирова-
лись на конвертах грампластинок так:
I
ИГОЛКИ
Щ
АМУРФИБРА
*
©
быгрываемыя
искл ю чител ьн о
фибровыми иголка-
ми
граммофонный
пластинки сохраня-
ются
б е зко н е ч н о е
врем я и даютъ мяг-
ю й звукъ .
Главное достоинство деревянной
иглы состоит в том, что се кончик бы -
стро принимает форму канавки грам-
пластинки, благодаря чему деревян-
ная игла лучше других справляется с
огибанием поврежденных участков
канавки. Кроме того, пара дерево -
шеллак имеет очень малый коэффи-
циент трения, благодаря чему дости-
гается минимальный шум при воспро-
изведении и сводится к м иним ум у
износ грампластинки. Н о и у деревян-
ной иглы есть свои недостатки. Для ее
применения опять же требуется спе-
циальный зажим, масса которого уве-
личивает инерцию подвижной систе-
мы головки звукоснимателя (тоже в
два-три раза). Игла быстро изнашива-
ется при прохождении поврежденных
участков канавки. Это и понятно, ведь
на поврежденных участках обнажают-
ся частицы твердого наполнителя, ко-
торыс имеют выраженные абразивные
свойства. Кроме того, ко пчи к иглы,
вписанный в канавку, постепенно вы-
тягивается вдоль нее, что приводит к
геометрическим и аппертурным иска-
жениям. Последние проявляю тся в
ослаблении высоких частот в конце
грампластинки.
Несмотря на отмеченные недостат-
ки, я остановил свой выбор на дере-
вянной игле.
На третьем распутье
Речь пойдет о разных путях сниж е-
ния шума при воспроизведении грам-
пластинок на 78 об/м ин. К какой бы
идеологии вы не тяготели при рема-
стерннге грамзаписей па 78 об/м ин, в
числе первоочередных задач всегда
должно оставаться снижение шума.
Эти вопросы были впервые ос-
новательно исследованы Г. Бахма-
ном и Е. Меером (Buchm ann G.,
M eyer Е., 1931). Авторы измерили
спектр ш ипения грампластинки
при ее воспроизведении стальной
иглой. И з графиков (см. рис. 1)
видно, что беспокоящ ий слушате-
ля шум появляется на частотах
выше 5 кГц. К этим данным добав-
лю свои наблюдения. При воспро-
изведении грампластинки алмаз-
ной иглой в этой области частот
происходит прирост шума на 6 дБ
по сравнению с данными, приве-
денными на рис. 1, а при воспро-
изведении деревянной иглой шум
снижается примерно на 10 дБ.
Однако того, что дает нам дере-
вянная игла в смысле снижения
шума, недостаточно, поэтому при-
дется выбирать один из следую-
щих основанных на применении
спецсрсдств путей уменьшения ш у-
ма грамзаписи.
1.
Применение аналоговых обрез-
ных фильтров с частотой среза выше
5 кГц и ниже 150 Гц. О деградации му-
зы ки при прохождении музыкального
сигнала через электрические фильт-
ры, ограничивающие полосу, я уже не
раз писал (см. "A M ” № 3 (4 ) 95, с. 71,
“ A M " № 3 (8 ) 96, с. 62). К этому
добавлю: чем выше порядок ф иль-
тров ограничения, тем заметнее дегра-
дация.
Становится
более обоснованным
мой выбор деревянной иглы: пользу-
ясь ею, можно обходиться фильтром
ограничения высоких частот второго
и даже первого порядка, тогда как при
использовании алмазной иглы требу-
ется пятый или даже шестой порядок.
Продолжать я нс буду, так как боюсь
оказаться в зоне своих промышлен-
ных секретов.
2.
Применение акустической мем-
браны (Sound box) граммофона для
ограничения высокочастотного шума.
Было замечено, что воспроизведение
грампластинки на граммофоне сопро-
вождается меньшим шумом, чем вос-
произведение этой же пластинки на
электропроигрывателе, но, что удиви-
тельно, при явном ограничении высо-
ких частот граммофон передает музы-
кальные эмоции намного лучше, чем
электропроигрыватель, обладающий
более широкой полосой пропускания.
Э ту
особенность заметил
Норман
Уайт н организовал при звукозаписы -
вающей фирме “N im bus” ремастеринг
старых грамзаписей на CD: он стал
проигры вать грам пластинки на ги -
гантском
граммофоне собственной
конструкции: при этом он использовал
конденсаторный микроф он, с помо-
щью которого собирал звуки от грам-
мофона и пх отражения в небольшом
концертном зале объемом
1600 м3,
где был установлен этот граммофон.
Далее сигнал с микроф она обраба-
тывался обычными методами. Серия
записей на C D , которую до сих пор
продолжает выпускать Норман Уайт,
используя при ремастеринге свой са-
мопальный граммофон, ш ироко изве-
стна иод названием “N im bus Prim a
Voce” . Я ничего не имею против очень
симпатичного Нормана Уайта, кото-
рый однажды даже пытался (см. “AM"
№ 3 (8 ) 96, с. 61 ) заглянуть в головку
моего звукоснимателя2, но его идея
2 При ремастсрннге я использую самодельный элек-
тромагнитный звукосниматель, конструкцию, экви-
валентную схему и расчет которого можно найти в
книге:
Скучик
Основы акустики. ИЛ, Москва.
1958. с. 346.
2/2000 АудиоМагазин 149
предыдущая страница 150 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 152 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст