а уд и о кл уб
объективными методами, то следует
освобождаться от окрасок, характер-
ных для старых грамзаписей, то есть
скрупулезно выстраивать тональный
батане; кроме того, следует удалять
шумы и вводить дополнительную ци-
фровую реверберацию, которая вос-
принимается слушателями как при-
знак современной звукозаписи. Я не
оговорился, попы тки воссоздать ту,
уже ником у не известную атмосферу
неизбежно превращаются в стремле-
ние саунд-дизайнеров реконструиро-
вать старую запись гак, чтобы ее звуча-
ние было похоже на звучание совре-
менной записи. Наиболее основательно
в этом направлении работает фирма
“ D utton Laboratories", а также фирма
“Cedar”. В том же русле пыталась рабо-
тать и “ Мелодия”, однако результаты
ее работы носят несколько утрирован-
ный характер, особенно это касается
чрезмерного
использования
и скус-
ственной реверберации.
3.
Осуществлять ремастеринг без
вмешательства в фонограмму, а уж ес-
ли вмешиваться, то в исключительных
случаях, например при обнаружении
грубых дефектов оригинала записи.
Приоритетной задачей является пере-
нос на C D сохранившихся в первич-
ной записи тончайш их нюансов ис-
полнительской интерпретации без по-
пы ток бороться с характерным для
грамзаписи шумом и искажениями с
помощью спецсредств (см.
На треть-
ем распутье).
Ф ирм а “ Sym posium "
считается бескомпромиссным лиде-
ром такой идеологии (себя я также от-
ношу к ее бескомпромиссным апологе-
там, хотя практических шагов в этом
направлении сделал пока мало). Уме-
ренными последователями являются
фирмы “ Pearl” , “ B id d u lp h ”, “ Romo-
phone” и “V A I”. Они вмешиваются в
фонограмму, но очень деликатно. Даже
среди искуш енны х меломанов мало
кто может заметить такое вмешатель-
ство, К моему глубокому сожалению,
идеология ремастеринга без вмеша-
тельства в фонограмму не пользуется
популярностью у рядовых потребите-
лей звукозаписей. Слушателей отпу-
гиваю т повыш енный шум, скрежет
и щелчки. По этой причине фирма
“ Pearl” вынуждена оповещать потре-
бителей о повышенном шуме записи
надписью на упаковке CD.
Ясного разграничения между идео-
логиями ремастеринга на самом деле
нс существует. Конкретное направле-
ние вырабатывают идеологи фирмы. Я
их называю
мастерами
(так же, как
называли мастерами изготовителей
музыкальных инструментов). Идеоло-
гия фирмы ремастеринга старых за-
писей в первую очередь основывается
наличны х музыкальных вкусах и при-
страстиях мастера и в последнюю -
на данных маркетинга. Под эти вку-
сы подстраиваются технология рема-
стеринга и оборудование. На Западе
такие мастера ш ироко известны мело-
манам. Это, в первую очередь, амери-
канские
инженеры
Уорд
М арстон,
М арк Оберт-Торн, Сет Уиниер, Д ж он
Самуэльс, Д эвид Л е н н и к и М айкл
Даттон (W ard M arston, M ark O bert-
T horn, Seth
W inner, John
Samuels,
D avid Lennick, M ichael D utton), а так-
же англичанин Норман Уайт (Norm an
W hite).
На втором распутье
Вторая остановка значительно бли-
же к технике, чем к музыке, и тем не
менее выбор пути здесь находится в
зависимости от выбранной идеологин
ремастеринга. Итак, встает принципи-
альный вопрос, какой иглой считы -
вать канавку грампластинки: алмаз-
ной, стальной (ка к в старых патефо-
нах) или иглой, изготовленной из
бамбука. Для любознательных мело-
манов, краеведов-натура.! истов, сооб-
щаю, что иглы можно изготавливать
также из рыбьих костей, колю чек ра-
стительного
происхождения, зубов
змей, старых гребенок и т. и.
Алмазная игла,
на первый взгляд,
имеет очевидные преимущества перед
другими типами игл. Ее ко пчи к сохра-
няет форму во время проигрывания,
долго не изнашивается, а значит, ал-
мазная игла может быть интегрирова-
на в иглодержатель головки звукосни-
мателя. Благодаря этому подвижную
систему головки легко сделать мало-
инерционной. Однако не все гак бе-
зоблачно. Представьте себе! Очень
твердая алмазная игла следует но
очень твердой канавке грампластинки
на 78 об/м ин. У вас мгновенно должна
возникнуть ассоциация с резанием
стекла алмазом. Ф и зи ка явления про-
ста: алмазная игла практически не
вдавливается в твердую канавку шел-
лачной грампластинки. И з-за этого
площадь контакта ее кончика с канав-
кой оказывается ничтожно мала: при
прижим ной силе звукоснимателя 1 гс
она составляет около 1x10 12 м2. Для
сравнения: площадь контакта кончика
алмазной иглы с существенно более
мягкой канавкой виниловой грампла-
стинки (L P ) около 5 х 10 11 м2, го есть
в 50 раз больше.
Это порождает вполне объективные
и, к сожалению, не очень приятные
последствия.
1.
Маленькая площадь контакта и г-
лы с канавкой грампластинки являет-
ся причиной повышенного шума при
воспроизведении. Теоретически и эк-
спериментально это подтвердил Котов-
ский. Исследования были проведены
им на фирме “Те1с1ипкеп” в 1934 году.
2. Игла, которая имеет лиш ь точеч-
ный контакт с канавкой грампластин-
ки. огибает поврежденные участки с
высоким уровнем помехи, называемой
дребезгом. Замечу, что дребезг, осо-
бенно высокого уровня, чрезвычайно
трудно устранить из фонограммы при
последующей ее обработке.
3. Ф орма канавки грампластинки на
78 об /м ин до 1959 года имела очень
ш ирокие допуски: например, угол рас-
крыва канавки мог быть от 70 до 110°,
а радиус дна канавки колебался между
20 и 50 микронами. Разброс не позво-
ляет придать ко нч и ку иглы форму,
при которой она могла бы наилучшим
образом
соответствовать
канавке
грампластинки, а значит, исключается
и такой способ увеличения площади
контакта алмазной иглы с канавкой.
4. Даже при незначительной при-
ж им ной силе звукоснимателя из-за
того, что площадь контакта иглы с ка-
навкой ничтож но мала, давление иглы
на ее стенки оказывается огромным.
Из-за этого воспроизведение шеллач-
ной грампластинки алмазной иглой
приводит к быстрому разрушению ка-
навки.
Стальная игла
применялась при
воспроизведении грампластинок па
78 об/м ин до конца 40-х годов. Ее до-
стоинство состоит в том, что кончик
иглы, следуя но канавке, быстро ста-
чивается и принимает ее форму. За
счет увеличения площади контакта
иглы с канавкой уровень шума и дре-
безга оказывается заметно ниже, чем
при использовании алмазной иглы.
Н о и у стальной иглы есть недостатки.
Стальная игла изнашивается в тече-
ние 4 -5 м инут проигрывания, и ее
следует менять после прослушивания
каждой стороны грам пластинки. В
связи с этим звукосниматель должен
быть снабжен специальным зажимом
для таких игл. Зажим заметно (в два-
три раза) увеличивает инерцию по-
движ ной
системы звукоснимателя.
И з-за повыш енной инерции игла со-
противляется огибанию модулиро-
ванной
канавки
грам пластинки
и
стремится вы скочить из нее. Чтобы
этого не случилось, прижимная сила
звукоснимателя должна составлять не
менее 50 гс. Понятно, что при такой
приж им ной силе стальная игла быст-
ро разрушает грампластинку, особен-
но в начале и в конце записи.
В начале записи слиш ком остро за-
точенная игла прорезает дно канавки,
148 АудиоМагазин 2/2000
предыдущая страница 149 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 151 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст