а уд и о к л уб
Анатолий ЛИХНИЦКИЙ
Н
еспециалистам
ремастеринг
кажется простой задачей. Этот
процесс
представляется
им
примерно гак: достали из бабуш кино-
го сундука старую грампластинку на
78 об/м ин, поставили ее на проигры -
ватель, в котором есть соответствую-
щая частота вращения. Взяли совре-
менную электромагнитную головку,
предварительно “затупив” кончик и г-
лы до радиуса 65 мк. Сигнал с выхо-
да головки усилили без какой-либо
частотной коррекции, затем оцифро-
вали. Далее цифру записали на hard-
диск компьютера. Фильтрацию, частот-
ную коррекцию, удаление щелчков и
шума произвели в компьютере с помо-
щью программных продуктов “Cedar”
или “No Noise” (ф ирмы “Sonic So-
lutions” ).
П охожих представлений о ремасте-
ринге придерживаются не только не-
осведомленные в этом деле аудиофи-
лы, но и профессионалы из звукозапи-
сывающих фирм. Конечны й продукт
этих фирм у нас на слуху. Э го полно-
стью
выхолощ енные
во
всем,
что
касается эстетического содержания
музыки, звукозаписи.
Преобладание именно таких звуко-
записей
на ры нке ком пакт-д исков
сформировало
стереотипное
пред-
ставление о несовершенстве старых
грамзаписей и уверенность в том, что
из старых пластинок с помощью ука-
занных технических средств извлече-
но все, что там есть. Так ли это?
Даже среди маститых профессиона-
лов, работающих в области зв уко -
записи, далеко не все понимают, что
перенести грамзаписи 78 об/м ин на
современный носитель непросто. В
действительности, если задаться це-
лью
в
процессе
ремастеринга
не
лиш иться духовного богатства, сохра-
нившегося в канавках старых грам-
пластинок, то задача эта оказывается
посложнее, чем запуск спутника в ко -
смос. Думаю, с этим моим утвержде-
нием пока мало кто согласится, боль-
ш инство предпочтет остаться в плену
у стереотипа.
И все-таки если вы перебороли в се-
бе советского инженера и хотите взять-
ся за ремастеринг, сохраняющ ий ду-
ховное богатство старых грамзаписей,
то кроме глубоких технических зна-
ний и музыкальной культуры решение
задачи потребует от вас продуманных
и, что самое важное, прочувствован-
ны х шагов и крайней осмотритель-
ности. (С результатами неосторожных
действий в этой области все знакомы.)
Вам придется двигаться маленькими
шажками, останавливаясь для выбора
одного из нескольких путей решения
той или иной, на первый взгляд чисто
технической, задачи. Наиболее важ-
ные из таких остановок я называю
распутьями. И х, по моему мнению,
пять.
На первом распутье
Все, кто занимается ремастерингом
старых грамзаписей, своей доктриной
провозглаш аю т благородную цель:
донести до слушателя духовное бо-
гатство исполнительских интерпрета-
ций великих музыкантов прошлого.
Однако как эту задачу понимают спе-
циалисты в области ремастеринга и
на
какие
ком пром иссы
при
этом
идут? Ответом на эти вопросы явля-
ется выбор руководством студии той
или иной идеологии ремастеринга.
На мой взгляд, сформировалось три
магистрал ьн ых идеологи и .
1. Во-первых, и это главное, отрема-
стированная запись должна звучать
комфортно.
Во-вторых, она должна
сохранять обозначенное в партитуре
музыкальное содержание и исполни-
тельскую интерпретацию1. Обратите
внимание на расстановку приорите-
тов. Исходя из них персонал студии
проводит сиецоперации по зачистке
старой записи, удаляя из нее все, что
может беспокоить слушателей: шумы,
искажения, дребезг, щелчки. То, что
остается после проведения такой опе-
рации, официально называется музы -
кой и ее интерпретацией. Привержен-
цами этой идеологии являются кр уп -
нейшие записывающие фирмы, такие
как “ RCA”, “ E M I", “ Deutsche Gram m o-
phon”, отчасти “Nim bus”, а также более
мелкие фирмы: “ Delos” , "F onograf” ,
“ M alibran”, “ Preiser”. Эта идеология
находит поддержку у наиболее массо-
вого потребителя звукозаписей.
2.
Обрабатывать
старые
зв у ко -
записи следует таким образом, чтобы
конечный продукт достоверно переда-
вал атмосферу, в которой была сдела-
на запись на восковой диск. Как на
самом деле звучало исполнение 7 0 -
80 лет назад, мне кажется, м огут знать
только те “ ремастеры”, которые со-
ветуются с участникам и первичной
записи, прибегая с этой целью к спи-
ритическим сеансам.
Если
же до-
биваться
достоверности
звучания
1
Так как общепринятого метола оценки качества пе-
редачи аудиоаппаратурой исполнительской интер-
претации пока нет, эту задачу каждый специалист
понимает по-своему.
2/2000 АудиоМагазин 147
предыдущая страница 148 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 150 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст