м у зы к а
A L E S S A N D R O R O L L A
T he G ran D u rm pe r 2 V io u n i O p.9
слушать его исполнение на этом ин-
струменте, не получая нервных рас-
стройств”1.
Мастерство Роллы-альтиста отме-
чал и М. И. Глинка в связи с испол-
нением в 1832 году в Милане своей
Серенады на мотивы из оперы “Анна
Болейн”:
“...Когда я услышал в первый раз solo
моей пьесы для альта, игранное знаме-
нитым Rolla, от чистоты и верности
звука у меня навернулись на глазах сле-
зы, а он еще спрашивал моего совета”*
*.
Специального упоминания заслу-
живает также педагогическая деятель-
ность Роллы, начавшаяся еще в Парме
(куда привозили Паганини-мальчика)
и продолжившаяся на посту заведую-
щего кафедрами скрипки и альта Ми-
ланской консерватории с момента ее
основания в 1808 году. В огромном
списке учеников Роллы, занимавших
видные музыкальные посты, взгляд
отечественного любителя музыки с
приятным
удивлением
обнаружит
имя Цезаря Пуни, долгое время рабо-
тавшего и умершего в Петербурге.
Ролла-преподаватель оставил после
себя изрядное число дидактических
сочинений, среди которых наиболь-
ший интерес вызывают незаслужен-
но забытые Двадцать четыре “инто-
нации” (фактически —
этюда) для
скрипки соло, которые с успехом мог-
ли бы применяться в современной
учебной и даже концертной практике.
Был ли Паганини учеником Роллы?
Думается, нет оснований считать вы-
мыслом тот ход событий (приезд юно-
го Никколо в Парму и отказ Роллы за-
ниматься с ним), который генуэзский
виртуоз последовательно описывает в
двух
позднейших автобиографиче-
ских версиях. Такой вывод становится
естественным, если учесть, что первая
из них диктовалась миланцу Лихтен-
талю, который был знаком с Роллой и
при желании мог легко проверить ин-
формацию.
Единственное письмо Паганини, ад-
ресованное Ролле и относящееся к
7 Цит. но:
Ima^hi L.
Ibid. Р. 92-93.
* Глинка М. И.
Литературное наследие. Т. 1. - М.-Л.,
1952. С. 137.
1829 году, не содержит ни малейших
намеков на то, что первый считал себя
учеником второго. Тон письма, целью
написания которого является просьба
к авторитетному миланскому музы-
канту оказать поддержку паганиниев-
скому protégé виолончелисту Г. Чандел-
ли при организации его выступления
в Милане, дружествен, но подчеркнуто
официален.
Косвенным аргументом в пользу то-
го, что Паганини не учился у Роллы,
служит также отсутствие в его творче-
стве сколько-нибудь заметных влия-
ний искусства последнего.
Идеалом звучания скрипки и альта
для Роллы был поющий голос. По-ви-
димому, исполнителю удалось добить-
ся поразительного сходства в звуча-
нии обоих инструментов с голосом
певца. Герардини приводит показа-
тельный случай, характеризующий
мастерство Роллы:
“Те же самые [ценители], которые
упивались восхитительными мелоди-
ями Паккьяротти и Маркези
(
изве-
стных певцов-кастратов рубежа ве-
ков,—
Т. Б.),
бежали, желая послушать
концерты Роллы — [концерты] столь
восхитительные,
что
[слушатели,]
идущие в зал, откуда доносились гар-
монические звуки вариаций исполни-
теля, впадали в ошибку, спрашивая —
не сопранист ли это поет
”9.
Паганини же своим искусством, вос-
ходящим к Локателли и его современ-
никам, культивирован иное звучание
инструмента, в котором ведущую роль
играли тембровое разнообразие и зву-
коподражания. Еще одной специфиче-
ской особенностью его стиля являются
прыгающие штрихи, которыми Ролла
пользовался весьма осторожно.
Примечательно, что в произведениях
Паганини, умевшего в соответствии с
музыкальной практикой эпохи при по-
мощи тонких тематических и стилисти-
ческих анлюзнй выразить свои симпа-
тии тому или иному композитору или
музыкальному произведению, отсылки
к творчеству Роллы отсутствуют.
Для чего же Паганини сочинил исто-
рию о своей учебе у Роллы? Появлен-
ние этой легенды в книге Джервазо-
ни окажется легко объяснимым, если
вспомнить, что в январе 1810 года в
результате громкого скан дач а Пагани-
ни был уволен с придворной службы у
сестры Наполеона, принцессы Элизы
Бачокки во Флоренции, и оказался вы-
нужденным начать трудную жизнь не-
зависимого концертирующего виртуо-
за. Когда труд Джервазони готовился к
9 Rossini е la musica ossia Amena biografia musicale.
Almanacco per l’anno 1827. Anno I.
Milano. 1827.
P. 143.
публикации, Паганини перебивался не-
частыми выступлениями в сравнитель-
но небольших
населенных пунктах
Северной Италии. Спасти положение
могли ангажементы в крупных городах,
прежде всего —
в Милане, чему должна
была поспособствовать соответствую-
щая реклама в приличном издании.
“Новая теория музыки” Джервазони,
которую предполагалось выпустить в
Парме в 1812 году, отвечала самым за-
ветным чсіянням скрипача из провин-
циальной Генуи. Зная об известности,
которой пользовался в то время Ролла,
занимавший ключевые посты в музы-
кальной жизни столицы Северной Ита-
лии, Паганини прекрасно попимач, что
представление себя учеником видного
музыканта окажется отличной реко-
мендацией независимо от того, имелись
ли для этого серьезные основания. Он
не преминул воспользоваться обстоя-
тельствами и уже в конце 1813 года по-
лучил ангажемент в Милане.
Итак, история с учебой у Роллы была
выдумкой Паганини. Тем самым, пред-
положение о существовании прямой
связи сегодняшнего едва ли не ажи-
отажного интереса к Ролле с его звани-
ем “заслуженного учителя Паганини”
потерпело фиаско. Но интерес этот
отнюдь не праздный, ибо открывает
уникального композитора, сумевше-
го совместить в своем творчестве два
искони противопоставляемых миро-
видения —
романское и германское,
итальянский дух и венско-классиче-
скую “букву”. Органичность осущест-
вленного симбиоза столь обаятельна и
элегантна, что сама но себе должна при-
влечь внимание знатоков как особое яв-
ление в истории не только итальян-
ской, но и всей европейской музыки
XVIII-XIX веков. Рядовому же со-
временному слушателю, утомленному
хаосом бытия, музыка Роллы в своей
универсальной гармоничности готова
предоставить безопасное лирическое
убежище.
Думается, это и есть главная причи-
на того, чаю.
..
(Da Capo al Fine)
Автор выраж ает глубокую благодарность
за предоставленные мат ериалы библиотеке
Миланской
консерватории “Дж. В ерди”
в
л и -
це ее директора Лгостины Дзекка-Лат ер-
ца. библиот еке Генуэзской консерватории
"II. П аганини” в лице ее директора Андреа
Соммаривы, М иланскому Собранию печат -
ны х мат ериалов А. Берт арелли
в
лице храни-
т еля доктора Клаудио Сальси, звукозаписы-
вающей фирме “D ynam ic”
в
лице Альберто
Д еллепиане.
извест ному
исследователю
творчества Роллы Луидж и Инцаги (г. М и-
лан), скрипачу Руджеро М аркези (г. Парма).
2/2000 АудиоМагазин 139
предыдущая страница 140 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 142 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст