оставить службу у герцога Пармского
и продолжал исполнять прежние обя-
занности вплоть до смерти своего
патрона 2 октября 1802 года. Лишь
после этого он принял руководство
оркестром “Ла Скала”, который пра-
вительство Милана, возглавляемое
пасынком Наполеона Евгением Бо-
гарне, вознамерилось сделать лучшим
в Ломбардии.
Чаяния “отцов города” вполне оп-
равдались —
в сравнительно короткий
срок руководимый Роллой оркестр
стал лучшим музыкальным коллекти-
вом не только Ломбардии, но и всей
Италии. Миланский корреспондент
“Всеобщей музыкальной газеты” пи-
сал о “Ла Скала” в 1810 году:
“...Стало очевидным, что нынче мы в
Италии имеем единственный театр,
которым можно гордиться даже в
сравнении с немецкими театрами, хо-
роший оркестр.
.. в числе музыкантов
коего особого упоминания заслужива-
ет его капельмейстер г-н Ролла.
.."*.
За период, равный тридцати одному
году, в течение которых Ролла возглав-
лял оркестр театра, под его руковод-
ством
был
исполнен
громадный
оперный репертуар — от Фьораванти,
Дж. Фаринелли, Цингарелли, Мор-
лакки, Майра, Навези, Ньекко, Э. Па-
ганини до молодых Беллини и Дони-
цетти. Не в последнюю очередь на счет
Роллы и его оркестра можно отнести
успех опер Россини “Итальянка в Ал-
жире", “Счастливый обман” и “Соро-
ка-воровка”, исполненных в Милане в
1810-е годы. К заслугам капельмей-
стера “Ла Скала” по справедливости
должно быть причислено также то, что
репертуар театра пополнился творени-
ями Моцарта, предъявляющими повы-
шенные требования к оркестру.
Важным
начинанием
Роллы-ка-
пельмейстера стало первое исполне-
ние в Италии в 1813 году Четвертой,
* Цит. по:
Imagfti L.
Alessandro Rolla: Vita c opera del
grande inusicista maestro di Niccolo Paganini.
Milano, 1984. P. 13.
м у зы к а
Пятой и
Пятой и
Шестой симфоний
Бетховена,
которые
могли
быть озвучены здесь только великоле-
пно обученным оркестром “Ла Скала” .
Одновременно с работой в театре
Ролла продолжал активную деятель-
ность как солист. Его особые заслуги
на этом поприще были отмечены поч-
ти сразу после его переезда в Милан —
в 1805 году он получил звание перво-
го придворного скрипача. Знамени-
тый поэт Винченцо Монти выразил
впечатление от исполненного Роллой
и композитором Бонифацио Азиоли
дуэта в известном моностихе:
“Душу чаруют нежнейшие струны
нашего Роллы”5.
В 1812 году “Всеобщая музыкаль-
ная газета” уверяла своих читателей :
“Ролла в Италии считается самым
лучшим скрипачом, с чем нельзя не со-
гласиться. Те, кто не знает Виотти,
Крейцера, Рода, Шпора и некоторых
других французских и немецких скри-
пачей, прямо называют его лучшим
скрипачом мира”6.
Однако совершенно особых похвал
удостаивалось искусство Роллы-аль-
тиста, которого его первый биограф
Джованни Герардини назвал творцом
звучания альта. В наследии музыканта
имеется значительное число произве-
дений для этого инструмента или с ег о
участием —
в том числе четырнадцать
концертов, а также концертные дуэты
для скрипки и альта, равно интерес-
ные как в содержательном, так и в
виртуозном плане. Согласно относя-
щемуся к 1814 году сообщению одно-
го из современников музыканта,
“Ромш пользуется заслуженной ре-
путацией самого лучшего альтиста-
виртуоза Европы. Сверх того говорят,
что ему запретили в Италии играть
на альте публично, ибо дамы не могут
5 Цит. по:
Bianchi L. Л.,
Inzaghi L Alessandro Rolla:
Catalogo tcmatico dcllc operc.- Milano, 119811. P. 54.
fi Цит. no:
Inzaghi L
Ibid. P. 92.
шпоры”)
в
Милане
вышел
первый том ежегодника “За-
нимательная музыкальная би-
ография”. Первым из испол-
нителей-инструментал истов,
чье жизнеописание появилось
в этом альманахе рядом с жи-
знеописанием
европейской
знаменитости — Россини, стал
вовсе не генуэзский виртуоз, а
Ролла.
Ролла родился в Павии, в
семье, имевшей определенные
музыкальные традиции (один
из братьев отца —
Джузеппе —
играл на скрипке в Милан-
ской капелле под руководством про-
славленного Дж.-Б. Саммартини). За-
ниматься музыкой Алессандро начал с
детства; прогресс его музыкального
развития оказался столь значителен,
что мальчика из провинции отправи-
ли в Милан, где он, как предполагает-
ся, обучался игре на скрипке и альте
под руководством Ренци и Джакомо
Конти, а также брал уроки компози-
ции у своего земляка Джан Андреа
Фиорони, возглавлявшего капеллу
Миланского собора.
В пятнадцатилетнем возрасте Ролла
публично исполнил концерт для альта
собственного
сочинения
в
церкви
Св. Амвросия —
покровителя Милана.
Успех этого выступления предопреде-
лил его дальнейшую профессиональ-
ную судьбу. В мае 1782 года он полу-
чил престижную должность первого
альтиста придворного оркестра дона
Фердинанда Бурбона, герцога Парм-
ского, а с декабря 1792 года возглавил
тот же оркестр, став его первым скри-
пачом.
Со второй половины восьмидесятых
годов начинают публиковаться произ-
ведения Роллы. В Оффенбахе увидели
свет Серенада для шести инструмен-
тов и два альтовых концерта), в Пари-
же был издан скрипичный концерт
соль мажор, в Берлине появились Три
дуэта для скрипки и альта, ор. 1, а в Ве-
не —
Три дуэта для скрипки и альта,
ор. 2, Три концертных дуэта для двух
скрипок, ор. 3 и “Концертное ночное
увеселение”.
Естественным
итогом
растущей композиторской известно-
сти и жестом признания творческих
заслуг Роллы стало его принятие в
1794 году в почетные члены Болон-
ской Королевской музыкальной акаде-
мии.
К началу нового столетия репута-
ция Роллы-музыканта была столь вы-
сока, что администрация “Ла Скала” в
августе 1802 года предложила его кан-
дидатуру на пост главы театрального
оркестра. Однако Ролла отказался
138 АудиоМагазин 2/2000
предыдущая страница 139 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 141 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст