м у зы к а
итель
Татьяна БЕРФ О РД
В
19 9 4 го д у з в у к о з а п и с ы в а ю щ а я
ф и р м а “M e d ite rr a n e o " в ы п у с т и -
л а д и с к с з а п и с ь ю Т р е х б о л ь -
ш и х д у э т о в д л я д в у х с к р и п о к , п р и н а д -
л е ж а щ и х п е р у н е к о е г о — с о в е р ш е н н о
н е и з в е с т н о г о — к о м п о з и т о р а п о и м е -
н и А л е с с а н д р о Р о л л а . Ч е р е з г о д р а з -
б о р ч и в а я ф и р м а “ P h ilip s ” с д е л а л а з а -
п и с ь Д в у х к о н ц е р т о в
д л я а л ь та с о р к е -
с т р о м
т о г о
ж е
к о м п о з и т о р а ,
п о п у т н о у в е к о в е -
ч и в е щ е п а р у е г о
а л ь т о в ы х
с о ч и -
н е н и й (с о л и с т -
М
П а р и ).
Д в а
го д а с п у с т я ф и р -
м а
“ S y m p h o n ia
m o d e r n a " з а п и -
с а л а е щ е ч е т ы -
р е (!) д и с к а к а -
м е р н ы х с о ч и н е -
н и й Р о л л ы в и с -
п о л н е н и и с к р и -
п а ч а R М а р к е з и
и а н с а м б л я “ L a
C a m e ra ta D u c a le
d i P a rm a ". В м и -
н у в ш е м го д у ф и р -
м а
“ D y n a m ic ”
в о -
з о б н о в и л а н а
к о м -
п а к т - д и с к е з а п и с ь Т р е х к о н ц е р т н ы х
д у э т о в д л я с к р и п к и и а л ь та в и с п о л н е -
н и и “з в е з д н о й " п а р ы — С . А к к а р д о и
Л .-А . Б ь я н к и . В б л и ж а й ш и е п л а н ы э т о й
и з в е с т н о й и т а л ь я н с к о й ф и р м ы в х о д и т
гр а н д и о з н ы й п р о е к т з а п и с и с к р и п и ч -
н ы х и а л ь т о в ы х к о н ц е р т о в Р о л л ы с у ч а -
с т и е м Л .-А . Б ь я н к и и о р к е с т р а “I F ila -
rm o n ic i d i V e ro n a ".
(Fine)
На первый взгляд не происходит
ничего примечательного —
немало
звукозаписывающих фирм обращают-
ся к “экзотике" в виде сочинений ни-
кому неизвестных авторов с целью
возбудить аппетит пресыщенных ме-
ломанов
острой
приправой
“first
record". Однако поразительный энту-
зиазм, проявленный совсем разными
студиями в отношении загадочного
Роллы, заставляет заподозрить, что за
этим стоит нечто большее, нежели
просто вежливая забота о гурманах.
Быть может, ситуация перестанет ка-
заться интригующей, если, поворошив
энциклопедии, обнаружить, что Ролла
считается одним из преподавателей
Паганини, и. стало быть, его творче-
ство может послужить ключом к раз-
гадке “патанинневского феномена"?
Паганини действительно упоминает
имя Роллы в двух своих автобиографи-
ях — в версии Г1. Лихтенталя, опублико-
ванной “Всеобщей музыкальной газе-
той” (Лейпциг, май
1830), и в версии
Ю.-М. Шоттки,
вошедшей в пер-
вое жизнеописа-
ние генуэзского
артиста (Прага,
1830). Более по-
лное
представ-
ление о харак-
тере контактов
Роллы и Пага-
нини дает авто-
биография в из-
ложении
Шот-
тки.
“Мой отец, в
конце концов, ре-
шил послать ме-
ня /в ученьеI к
замечательному
композитору
Ролле, и мы отпра-
вились в Парму (из
Генуи,—
Т. Б.).
Так как Ролла лежал
больной в постели, его супруга указала
нам на соседнюю комнату, где я обна-
ружил скрипку и последний концерт
маэстро, лежащий на столе. Мне ну-
жен был лишь знак моего отца, чтобы
взять инструмент и сыграть это со-
чинение с листа. Больной компози-
тор обрадовался и спросил —
кто это играет; он не мог пове-
рить, что это всего лишь
мальчик.
Однако, когда он
убедился, что все было имен-
но так, то воскликнул: «Я
также ничему не смогу на-
учить тебя.
.. Здесь ты будешь
лишь попусту тратить время
»
Это воспоминание, однако, не мо-
жет рассматриваться как достаточное
основание для причисления какого-то
композитора из Пармы к учителям
прославленного артиста. В качестве
наиболее веского аргумента музы-
кальные историки приберегают еще
1
Schottky J. М.
Paganini’s Leben und Treiben als
Künstler und als Mensch.
.. 2. Aufl.— Prag, 1909.
S. 253-254.
одно краткое жизнеописание Пага-
нини, содержащееся в книге Карло
Джервазони “Новая теория музыки”.
Книга увидела свет в Парме в 1812 го-
ду — почти двумя десятилетиями
раньше упомянутых версий. Посвя-
щенная Паганини статья из раздела
книги, озаглавленного "Всеобщее опи-
сание филармонических виртуозов
Италии”, содержит совсем иные дан-
ные.
“...Юный Паганини, ведомый живей-
шим желанием вполне познать благое и
истинное искусство скрипичной игры,
направился к знаменитому г-ну Алес-
сандро Ролле, под руководством кото-
рого немало удовлетворил свои стрем-
ления
”2 3
.
Самое удивительное, что и эта ин-
формация, как мне удалось устано-
вить, исходит от Паганини: из особого
Уведомления в конце труда Джервазо-
нн явствует, что данные о “рождении,
учении, успехах и т. д.”:! должны были
сообщать автору сами музыканты, же-
лающие быть включенными во "Все-
общее описание” (таким образом, био-
графическую справку
о
Паганини
нужно расценивать как третью
и
притом самую раннюю —
автобиогра-
фическую версию).
В поисках объяснения столь явной
противоречивости сведений, сообщае-
мых генуэзским артистом о своей
юности, нс остается ничего другого,
как обратиться
непосредственно к
жизни и творчеству самого Алессан-
дро Антонио Франческо Марии Рол-
лы (1757-1841).
...На гравюре “Знаменитые про-
фессионалы -инструментали-
сты", датируемой приблизи-
тельно 1805 годом и пред-
ставляющей собой вариант
популярного в ту эпоху сю-
жета “Музыкальный Пар-
нас", медальон с изображе-
нием
Роллы появляется в
окружении
портретов таких
корифеев скрипичного искусства
как Р. Крейцер и II. Род. Изображение
молодого Паганини на символической
горе отсутствует.
...В 1827 году (в год награждения
Паганини папским орденом “Золотой
2
Gervasoni С.
Nu о va teoria di musica.
.. a cui si fanno
precedere Varie notizie storico-musicali.— Parma. 1812.
P.214.
3
Getvasnni C.
Ibid. P. 456.
2/2000 АудиоМагазин 137
Гравюра "Знаменитые профессионалы-инструменталисты" (ок
1805 г) Civica Raccolta delle Stampe
Achille Bertarelli (Милан). Воспроизведено по любезному разрешению д-ра Клаудио Сальси.
предыдущая страница 138 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 140 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст