проблемой. Действительно, трудно
представить себе миниатюрный ана-
логовый ревербератор. Пружинный
отпадает сразу. Ленточный.
.. Катушеч-
ный магнитофон не запихнешь в ма-
ленькую коробку, да и повторяемость
результатов при каждом включении
такого прибора не гарантируется —
сегодня один звук, завтра другой.
Итак, в аналоговом процессоре
придется обойтись без ревербератора.
Что же делать? Этот вопрос изучал
профессор Нобору Томинари, зани-
мавшийся исследованиями распро-
странения звуковых волн. К этому
времени уже давно существовал ряд
теорий по поводу влияния звуковых
волн, отраженных от разноудаленных
поверхностей, на слуховое восприя-
тие человека, то есть влияние того,
что называется “wavetracing”. Все эти
теории не учитывали, однако, одну
простую и очевидную вещь — зави-
симость скорости распространения
звуковых волн от их частоты. При мо-
делировании акустических особенно-
стей помещения того или иного типа
данные о различиях в скорости рас-
пространения звуковых волн высо-
кой, средней и низкой частоты слы-
шимого диапазона не учитывались.
Томинари
придумал
несколько
формул для подобных расчетов; они
очень удобны для программистов, раз-
рабатывающих
микропрограммное
обеспечение для различных процес-
соров звукового поля, однако лишь
немногие производители реализовали
в своих конструкциях плоды его ис-
следований. Так, с одной стороны, его
работы легли в основу игрушечных
устройств моделирования акустики,
производимых фирмой “Aureal” (по-
дробно я рассказывал об этих бреднях
в статье “Что ускоряют «ускорители
звука»?”). С другой стороны, права на
открытия профессора (защищенные,
кстати, одиннадцатью американски-
ми, двумя германскими, двумя бри-
танскими, одним французским и од-
ним японским патентами) приобрела
всеми
уважаемая
фирма
“Analog
Devices”, результатом чего стала гиб-
ридная мнкросборка SSM2005, о кото-
рой мы упоминали в новостях в № 4
(15) 97. В микросборку входят много-
численные фильтры,
позволяющие
вращать фазы нескольких входных
сигналов (ох, не бейте меня) под управ-
лением микропрограммного обеспече-
ния, хранящегося во внешнем ОЗУ.
Итак, эта схема, содержащая более
3000 транзисторов, обрабатывает зву-
ковой сигнал в аналоговой форме, а
управляется внешним микропроцес-
сором. Так вот, эта махонькая микро-
схемка позволяет получать из обычно-
го стереосигнала пять независимых
канатов, имитирующих акустику раз-
ных помещений, но в весьма ограни-
ченных пределах. Пять-шесть типов
акустической обстановки — это все,
что мы можем получить при помощи
нескольких
резистивных
цепей
и
группы фильтров. Отсутствие гибко-
сти — по-прежнему главный недоста-
ток аналоговых средств звукообработ-
ки по сравнению с цифровыми. Дру-
гим недостатком схемки стала ее цена,
несколько превышающая стоимость
процессора “Pentium I I I ” на 450 МГц
производства фирмы, названия кото-
рой я не помню, так как являюсь бес-
новатым фанатом “A M D ”. В результате
SSM2005 применяется в нескольких
музыкальных инструментах да в паре
процессоров звукового поля для авто.
Самой дешевой из этих коробочек яв-
ляется процессор CSA12 штатовской
фирмы “Roctron”— известного произ-
водителя бронежилетов, бронештанов
и бронебюстгальтеров для Шварценег-
геров. Цена — около $600.
Другой процессор производит япон-
ская фирма “Dynavector” под аббреви-
атурой “sspM5”. Вот о нем и погово-
рим. Фирма “Dynavector” отродясь не
делала ничего кроме прецизионных
звукоснимателей типа М С , фонокор-
рекгоров и вообще вертушек, и яв-
ляется одним из самых уважаемых и
почтенных производителей в этой об-
ласти.
Однако мир меняется,
некогда не-
мереная, рать “виниловой” аристокра-
тии редеет не по дням, а по часам.
Вместо них приходят простые трудя-
щиеся, не признающие ничего, кроме
цифровой аппаратуры, для работы с
которой весьма подходят новые двух-
блочпые усилители, которые "Dyna-
vector” начала производить силами
своих австралийского и новозеланд-
ского филиалов. Наш процессор — это
дебют уважаемого производителя в
иной быстро развивающейся обла-
сти — автомобильной звукотехнике.
Конструкторы “Dynavector” исходили
из вышеуказанных недостатков ана-
логовых устройств, и решили, что
смоделировать акустику одного поме-
щения в рамках другого при помощи
даже такого совершенного аналогово-
го прибора, как SSM2005, вряд ли воз-
можно.
Поэтому “sspM5” просто вы-
равнивает скорости распространения
звуковых волн в зависимости от их ча-
стоты без привязки к какой-либо кон-
кретной модели акустической обста-
новки. Иными словами, эмуляцией
отраженных звуковых волн он
не
занимается, предоставляя “решение"
■ V
Ч
автосало н
этой “задачи" тому помещению (вер-
нее, его стенам), в котором действи-
тельно происходит прослушивание.
Другой цен ной
к ц и е й д^шбора Ч .
является
выравнивание фазы
зву-
кового сигнала. Это важно, ибо рас-
пространение звуковых волн зы
не только от частоты, но и о|
звукового сигнала, излучае
ником, причем часто возникают кон-
фликты между двумя полуволнами —
прямой и отраженной от какошлибо
поверхности. Т а к Г Ч д а по.'шШггель- *
пая полуволна прямого звука стал-
кивается с положительной же пол
волной отраженнчЛ, то они в^
подавляют друГ’йруга. Напрот^
да положительная пряма
волна встречается с отрицательной
отраженной, они усиливают друг дру-
га. Перемещаясь по любому настояще-
му помещению, м ^ в стр еч аеа^ как
“звонкие", так и Т л \о н ^ ”
Кар-
г л у х т мо
>ся также и ]
тина будет меняться такзКе и в завнеи
мости от того, какова частота форм
рующего ту или и и Л ) полуволн;
кового сигнала.Я*какова ее
открытом пространстве,
подготовки записи к изда
пакт-диске
или
пластинке
звуко-
режиссеры не всегда уделяют долж-
ное внимание выравниванию фазы, а
“БьрМб” спосо6ствуЙ%£ущестпевиму
улучшению звучания'Т^Ш£_рот*нехо-
роших” фонограмм.
>
Вернемся к возможностям ‘^яр
и обратим вниманиНта более при
ные для опытноя^потребителя
теристики. Так, в процессоре^Врится
три синхронизированных
1
^Щ ду со-
бой линии задержки, которые позво-
ляют регулировать ее в следующих
пределах: 8 -3 2 мс (1), 16-64 мс (2 ) и
32-128
мс
(3). С
«щ ^йсторон
значительно расширяцЕвозмоЖПости
“БврМб” в области акустического мо-
делирования, а с другой — означает;
что этот процессор^нкйполне анал
вый. Действительно, входной ан
вый стереосигнал на входе дел
двое, и одна копия направ^ргся на
$5М 2005, другая же -- на вход А Ц П ,
дальше в цифре — на линии задержки,
потом на цифровой фильтр + Ц А П , и
на выходе смеши
аналоговыми
сигнад;
$$М 2005.
Этот компромисс значительно удо-
рожает стоимость
но его к
структоры вообще решили разг
сервисные возможности при'
всю катушку. Так, он може|М Тпол
нять роль четырехканального двухпо-
лосного кроссовера плюс сабвуферно-
го Ф Н Ч . Он может служить и согла-
сующим устройством ^ случае, е
ЧСТЫШ^!
гн ал еЩ ^с
вИгсода
2/2000 АудиоМага:
предыдущая страница 130 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 132 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст