автосалон
і
В-третьих, нам mtgp знать время ре-
верберации и ее уровень, выражаемый
в процентах, а также АЧХ компонентов
реверберации от опорного тестового
у пала. ДщЙ^следует еще с десяток
ых параметров. Как мы
впцццррГя получения качественного
звукового эффекта необходимо иметь
процессор хотя бы с 24-разрядной
внутренней шиной, обладающий вы-
числительной мощностью на уровне
20 млн. операций в секунду н выше и,
, что очень важно, отдельные О З У как
ж но бод^вЙр'емкости Для хранения
ременной задержки и для
кеяряю гтов реверберации.
И с первым, и со втфым в начале
90-х были проблемы. Так, применение
О З У объемом в 2.% кб при ревербера-
торе влечет за собой^меныиенне ча-
стоты дискретизации вдвое против
44,1 кГц, и компоненты реверберации
вассчитывакщя таким горе-процессо-
в дщуяйонс до нескольких кило-
?авки: в популярном в на-
чале НО-х^одов студ и й но мй ро цсссоре
“М5000" датской фирмы "t. с. electro-
nics” (ее владельцы основали монаше-
скую фирму “О щ Ф о п ”) применено
ЦЗУобъемом в 512 k^Lhcпозволяющее
рассчитывать компоненты ревербера-
ции для звукоданных, переданных в
большем формате, чем 1,6бит/44,1 кГц,
^авда, ир^й^ю трена возможность
Щ ч м Ц ^ т о г о О З У ' до 4 Мб.
Однако, что в^юем циф-
ровом
предусилителе
aony
ТА -
Е2О0пЕьЬ"применены О З У объемом
1 Мб (60 нс D R A M ) для каждой сте-
реопары, плюс ещ^рдно - для расчета
времен н оулвдерж ки^то значит, что
компоненты ревербертЬии могут быть
корректно рассчитаны для данных
формата 20 бит/48 кГц для каждой
[ереопары^йвемя реверберации у
c o c jm B
f от 0,3 до 5 секунд, а
щержка регулируется в
границах (Т) 2 до 500 мс.
В большинстве м узтальны х цен-
тров применены простейшие схемы
процессоров звукового поля, сочетаю-
щиеся с О З У объедам от 64 до 256 кб,
обычно интегрированные в чип DSP.
В результате компоненты ревербера-
ции рассчитываются в диапазонах от
nto 10 кГц, да$ше в 8-битовом форма-
потом ЭЁШрянь подмешивается
ущим основной звуко-
вштгеитняк Таким образов, даже при
наличии Хороших А Ц 1^и Ц АП звук
внутри многих приборов может быть
подвергнут таким издевательствам и
пыткам, каюу; не вьягержат наши уши.
Так как ж^хегодня обЙ^рит дело с ав-
томобильными процессорами звуко-
вой) поля?
Что мы имеем сейчас?
Самое интересное заключается в
том, что сейчас мы имеем то же, что и
три-четыре года назад. Модели про-
цессоров звукового ноля практически
те же, что и в 1996 году. Почему гак —
тема для отдельных рассуждений, а
сейчас мы рассмотрим устройство са-
мых популярных моделей. Забегая
вперед, скажу, что складывающаяся
картина не дает повода для оптими-
зма, ибо автомобильные процессоры
звукового ноля по возможностям явно
уступают своим стационарным собра-
тьям из домашнего кинотеатра, хотя,
разумеется, превосходят те, которыми
у ком плектованы “бумбоксы ”.
Ф ирма “Alpine”
Наиболее совершенная модель —
процессор “P R A -H 400”— выпускается
фирмой с 1994 года в небольших ко-
личествах, и найти ее трудно. Здесь
все очень хорошо. Четыре О З У объе-
мом но 512 кб каждое, вследствие чего
частота дискретизации для формата
данных на входе ограничена 44,1 кГц,
а время задержки составляет от 0 до
30 мс; этого вполне достаточно, ибо
имитация
акустики
стадионов
не
предусмотрена. Задача прибора в дру-
гом — в имитации акустических усло-
вий
средней
жилой
комнаты
для
увеличения комфортности звучания,
и эту задачу процессор успешно реша-
ет. Большую роль здесь играют четыре
ЦАПа “Burr-Brown Р С М 69”. допол-
ненные таким же количеством цифро-
вых фильтров SM 5840 фирмы "NPC”,
что позволяет получить на выходе че-
тыре стереопары.
Прибор может служить отличным
многоканальным кроссовером с выбо-
ром практически любой частоты среза
с завалом любой глубины, хорош он и
для осуществления временной кор-
рекции. Работа в режимах “M aster/
Slave” предусматривает возможность
создания
группы
из
нескольких
“Н400" и удобное управление ими с
головного устройства “Alpine”. А те-
перь внимание! Все эти дифирамбы
справедливы лишь в том случае, если
в качестве источника выступает про-
игрыватель компакт-дисков этой же
фирмы с оптическим цифровым выхо-
дом. Если же у нас аналоговый источ-
ник.
то “Н 400” ему не товарищ по той
причине, что аналоговый сигнал дол-
жен быть конвертирован на входе в
цифру при помощи А Ц П , марка кото-
рого мне неизвестна. Число полос
кроссовера может достигать четырех.
Возможности другого прибора —
“Р Х А -Н 6 0 0 ”— несколько скромнее:
меньшее время задержки (до 20 мс),
меньшее число выходных каналов, ио
в целом элементная база цифрового
тракта обоих устройств совпадает.
Фирма “Sony”
в 1995 году представила процессор
“X D P -U 50D ", а через год заменила его
моделью “X D P -210E Q " с меньшим
числом цифровых входов — двумя
против трех. Оба могут прикинуться
двухполосным кроссовером с произ-
вольно избираемыми частотой/глуби-
иой среза. Могут имитировать 9 моде-
лей типовых помещений при макси-
мальной временной задержке 100 мс,
плюс еще 5 моделей вы можете приду-
мать сами. “X D P -U 5 0 D " интересен
тем, что его цифровой тракт практиче-
ски аналогичен тому, что применен в
лучшей
C D -магнитоле
фирмы
“C D X -C 9 1 0
R D S”
(два
цифровых
фильтра
C X D 2567
плюс
Ц А П
C X D 2562), так что при его использо-
вании владельцы магнитолы и в каче-
стве звука не проиграют, и отдельное
цифро-аналоговое
преобразование
для тыловых каналов получат. В слу-
чае с другими производителями ситу-
ация иная
в большинстве C D -маг-
иитол цифровые тракты лучше, чем в
процессорах. Эти процессоры редки в
наших условиях, потому что.
..
Ф ирма “Clarion”
Процессоры “DPM-9300" и “DPI1-
7300”. Первый имеет два, второй —
один цифровой оптический вход. Пер-
вый может быть двойным двухка-
нальным графическим эквалайзером
одновременно в 7 произвольно из-
бранных частотных полосах, второй —
одним эквалайзером с темн же ха-
рактеристиками.
Оба
могут
быть
двух полосным и кроссоверами плюс
114-фильтрами для сабвуфера. Пер-
вый имеет в памяти 12 акустических
моделей помещений, плюс еще 5 мо-
жет запомнить, второй имеет 6, плюс
еще 5
вы
можете сочинить сами.
“DPH-7300" вдвое дешевле “9300-го",
н вообще доступен — около $360.
Аналоговые процессоры звукового
поля
Дело в том, что в принципах устрой-
ства процессоров я не понимаю ни
бельмеса, но сейчас предложу свою
версию, базирующуюся на паре стате-
ек из Интернета. С далеко идущими
выводами, разумеется. Итак, богу —
богово, осьминогу — осьминогово, ци-
фровому — цифровое, аналоговому —
аналоговое. Аналоговый процессор
звукового ноля мог бы решить про-
блему аналогового же источника, од-
нако он сам ио себе является большой
взин 2/2000
предыдущая страница 129 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 131 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст