аудиоклуб
$500 и вешайте на нем продавца, не
стесняйтесь. К этому же типу отно-
сятся и встроенные в DSP-чипы пе-
редатчики, которые применяются в
большинстве карт.
Так, в “ZA-2” применен приемник
CS8412 и встроенный в процессор
CS4922 передатчик, полностью анало-
гичный отдельно взятому CS8402. Та-
ков
и
передатчик,
встроенный
в
“AU8830 Vortex 2”, а приемник к нему
нужен отдельно.
На третье у нас комбинированные
модели. К таковым относятся, во-
первых,
приемопередатчики
фирм
“Philips”, “Toshiba” и ряда других, при-
меняющиеся в бытовых D A T-магни-
тофонах, мини-дисковых деках и вся-
ческих декодерах “Dolby Digital”. Для
комбинированных моделей характер-
на упрощенческая архитектура, под-
разумевающая пересылку данных на
внутреннюю шину в каком-то одном
формате, чаще всего — 16 бит/48 кГц;
данные, поступившие извне в ином
формате, конвертируются на входе
или выходе в указанный. Предпосылки
для появления таких изделий появи-
лись в 1986 году, когда были выпуще-
ны первые бытовые D A T -магнито-
фоны, вообще неспособные выпол-
нять запись на частоте дискретизации
44,1 кГц, это было сделано в целях за-
щиты
авторских
прав
(стандарт
SCM S еще не был принят). Потом
ими начинили декодеры “Dolby D i-
gital” и мини-дисковые деки.
Такого рода штука применена и в
исходном варианте “Sound
Blaster
Live!”, и потому сия карта решительно
не годится для звукозаписи. После то-
го как вы получили данные с внешне-
го “сидюка”, переведенные на частоту
48 кГц, вам придется долго и муторно
конвертировать их обратно на 44,1 кГц
перед записью на C D -R , что жутко не-
удобно. Однако даже в этом случае со
стабилизацией электрических параме-
тров входного и выходного цифровых
аудиосигналов все более-менее в по-
рядке, и вы можете смело использо-
вать карту как для игр, так и в целях
сочинения песенок в стиле “тыц" для
дальнейшей
раздачи
мини-дисков
друзьям.
Другой
важной
чертой
“Sound Blaster Live!” является приме-
нение внутренней шины I 2S, как и
в большинстве бытовых цифровых
аудиоустройств, а основная масса дру-
гих производителей делает упор на
шину AC-Link (см. ниже). Более того,
на самой плате имеется вход форма-
та I2S — прямо как в каком-нибудь
процессоре от “Sonic Frontiers” или
“Camelot”. Уже имеются источники с
выводом звукоданных в формате I 2S,
например декодер M P E G -2 “Creative”
СТ7160, который может работать в па-
ре с “Live!” по этой шине. Такое заме-
чательное нововведение резко контра-
стирует с
куцыми
возможностями
карты в работе с цифровым аудио.
В сентябре 1999 года “Creative Labs”
выпустила карту “Sound Blaster Live!
Platinum”, ходили упорные слухи, что
в ней будет полностью переработан-
ный цифровой аудиоинтерфейс. Бор-
мотали, что с помощью новой карты
можно будет писать и воспроизводить
звукоданные в форматах от 16 б и т/
32 кГц до 24 бит/96 кГц в их “естест-
венном” виде. Но слухи не оправ-
дались.
..
Манна небесная
А сейчас самое интересное. Все зна-
ют, что я люблю Toslink.
М ногие
аудиомонахи говорят, что, дескать,
джиттер у него “большой”.
Какая
чушь! Дело в том, что качество переда-
чи по этой шине прямо зависит от то-
го, какого типа оптические кабели,
приемники и передатчики вы приме-
няете. Кабели у меня, напомню, стек-
ловолоконные а не пластмассовые.
Это уже полдела. Теперь о приемни-
ках с передатчиками. На рынке при-
сутствуют в основном изделия фирмы
“Sharp”, реже встречается продукция
фирмы “Toshiba”. В “TA -E2000ESD ”
применены приемники T O R X 173 и
передатчики Т О Т Х 173, для которых
наихудшие результаты измерения по
частотной девиации сигнала составля-
ют около 20 пикосекунд; такие же ве-
личины характерны и для моделей
176 и 194, которые обладают одними и
теми же электрическими и оптически-
ми параметрами, но поставляются в
разных форм-факторах крепежа. Для
удешевленной
пары
T O R X /T O T X
178, изготовленной на основе стекло-
пластика, максимальная девиация мо-
жет доходить, по данным из независи-
мых источников, до 40 пс. Для изде-
лий же фирмы “Sharp” характерны
величины вплоть до 70 пс, что значи-
тельно хуже, но также нет оснований
сомневаться в том, что подобная вели-
чина много меньше той, что характерна
для недорогих “сидюков” с коаксиаль-
ными интерфейсами и для аудиомона-
шеского хлама.
О “Sound
Blaster Live!”, кстати,
доподлинно известно, что ее цифро-
вой аудиоинтерфейс характеризует-
ся джиттером на уровне 240 пс, что
сравнимо с таким П К Д , как “Arcam
Alpha 5". В “ZA -2” применены прибо-
ры фирмы “Sharp”, в то время как
“Aureal” изыскала возможность при-
менить передатчик Т О Т Х 17 6 в изде-
лии за $55. Качество работы карты как
цифрового источника я не могу не
признать безупречным, даже в сравне-
нии с картой от “Zefiro Acoustics”. Л ю -
бопытно, что дизайнер “Z A -2” Грег
Ханссен
является
консультантом
фирмы “Aureal” именно в области ци-
фровых интерфейсов. Придраться ре-
шительно не к чему, разве только к то-
му, что вывод данных возможен лишь
в форматах 16 бит/32, 44,1 и 48 кГц,
да в формате IEC 61937/A C -3. Пре-
красно — для работы с библиотекой
записей в 20- и 24-битовых форматах
у меня есть “ZA -2”.
С игровой точки зрения лучшую
карту найти трудно — на цифровой
выход выводится буквально все: звук
старых игр под DOS, звук с M ID I-
синтезатора по таблице волн, звук с
F M -M ID I-синтезатора, совместимого
с O PL-3. Я с удовольствием вспомнил
молодость, поиграл в “Dune 2” и пово-
дил идиотушку Нюкема как в первой
и второй, так и в “3 0 ”-частях, приятно
поразившись тому, как могли бы зву-
чать игруш ки 9-4-летней давности,
если бы тогда делали приличные зву-
ковые карты. Конечно, хрипатость их
восьмибитовой озвучки никуда не де-
лась, но вот M ID I-музыка звучала на
уровне дня сегодняшнего — достаточ-
но загрузить в память карты хорошую
D LS-библиотеку, а игре задать формат
“General M ID I”. Но вы будете играть
лишь в те D O S -игры, которые могут
быть
запущены
из-под
“Windows
9 5 -9 8 ”, поскольку эмулятор “Sound
Blaster Pro” работает лишь под управ-
лением менеджера виртуальных ма-
шин “Windows”. Иными словами, если
игра идет лишь в “чистом D O S”, пото-
му что использует собственный мене-
джер памяти, то о звуке в ней забудь-
те. Таков, например, первый “Priva-
teer” (менеджер памяти J E M M ). И в
“Doom”, и в “Hexen” вы сможете иг-
рать без малейших проблем.
Еще одной очень приятной деталью
явилась возможность оцифровки зву-
ка при помощи А Ц П карты с весьма
приличным качеством. С более при-
личным, чем предлагаемое даже “Live!
Platinum ”!
Полно
шипеть,
друзья
мои,— возможность работы с 24-бито-
выми звукоданными вовсе не означает
возможности оцифровки звука хотя
бы с 14-битовой точностью. В этом
плане “Live!” осталась тем, чем была,—
барахлом. Покупайте внешний А Ц П ,
если хотите писать старые архивные
пленки на C D -R . А тут я перевел на
C D древний сборник Чета Эткинса с
записями 40-50-х вполне приличного
качества. Эта пластинка никогда не
выходила на CD, однако точно извест-
118 АудиоМагазин 2/2000
предыдущая страница 119 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 121 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст