аудиоклуб
ды не шли дальше сравнений вроде
AES20/21 ( “UltraAnalog”) — хорошо,
CS8411/8412 ( “Crystal") или YM 3623
(“Yamaha”) — плохо.
Сегодня я хочу поговорить о шине
S /P D IF более подробно. Итак, на-
ша шина, описываемая стандартами
IEC958 1989-03 (часть I) и EIAJ СР-
340 1987-9, появилась в 1983, пример-
но через год после выпуска первых
“сидюков”, когда стало ясно, что появ-
ление бытовых цифровых магнито-
фонов не за горами. Оба стандарта
подразумевают формат передачи с
длиной слова в 32 бит, плюс 4 бит син-
хронизации, плюс 1 бит полей Рида —
Соломона, плюс 1 бит субкода, плюс
1 бит четности с 5 по 31 бит, плюс
один бит статуса канала за один кадр
передачи. Звуковые данные могут пе-
редаваться в формате 16, 20 и 24 бит, а
частота дискретизации не оговорена.
В отличие от оного формат передачи
A E S /E B U
подразумевает передачу
звукоданных для каждого канала по-
лукадрами по 32 бит, что образует в
сумме один кадр с тем же 4-битным
блоком синхронизации, разряды же
состояния канала каждого из 192 по-
лукадров в сумме образуют блок из
24 х 8 бит. Звукоданные передаются в
формате 18 или 24 бит, в первом слу-
чае возможна передача 6 бит служеб-
ной информации
в каждом
кадре.
Блоки синхронизации в обоих форма-
тах несут информацию о длине сло-
ва звукоданных, о внесенных пре-
дыскажениях, характере — моно/стерео
и временном коде плюс регистры по-
лей Рида — Соломона.
В 1989 году два вышеупомянутых
стандарта оговорили передачу сведе-
ний о коде записи по каталогу и ин-
формации о запрещении-разрешении
копирования
по стандарту
SCM S.
Электрические
же
характеристики
сигналов,
несущих
звукоданные
в
этих двух форматах, различны.
Как
было
указано,
у
стандарта
IEC958 1989-03 присутствует вторая
часть.
Она подразумевает деление
S /P D IF на два формата передачи дан-
ных — профессиональный и потре-
бительский. Первый позволяет пе-
редавать данные по шине S /P D 1F в
раскадровке, аналогичной A E S /E B U .
Карта “Z A -2”, D A T-магнитофон “Pa-
nasonic SV-3700” и бытовой процессор-
предусилитель “Sony TA-E2000ESD"
совместимы с таким способом передачи
звукоданных, а вот все описываемые
мною “игровые" карточки с цифровы-
ми аудиоинтерфейсами — разумеется,
нет.
В 1986 году фирма “Toshiba" пред-
ложила способ передачи данных в
S /P D IF -формате по оптическому ка-
белю на расстояние 1,5 м (пластик),
либо 3 м (стекловолокно). Эта шина,
получившая название “Toslink”, опи-
сывается стандартом EIAJ СР-1201. О
нем мы скоро поговорим.
Наконец в 1998 году появился бес-
хитростный стандарт IEC60958. под-
разумевающий пересылку по шине как
обычных звукоданных, так и сжатых в
форматах АС-3, M P E G Audio, либо
DTS согласно стандарту IEC61937, по-
явившемуся в 1994 году.
Несмотря на все многообразие фор-
матов пересылки данных, этим делом
издревле занимаются передатчики и
приемники, которые и определяют ка-
чество того сигнала, что доставляет
звукоданные на внутреннюю шину ва-
ших шикарных ЦАП-процессоров с
прецизионными цифровыми фильтра-
ми и резистивными матрицами лазер-
ного травления с допуском 0,25 мкм
па ней. Их, эти передатчики-приемни-
ки, можно условно разделить на три
типа. Первый — передатчики и прием-
ники со встроенным О З У для проме-
жуточного хранения как самих звуко-
данных, так и служебных регистров.
Наиболее надежен и хорош. К нему
относится большинство таких при-
боров фирмы “Sony”, передатчики
CS8401 и CS8403 плюс приемники
CS8411
и 8413 фирмы “Crystal Se-
miconductor” и AES-20 “UltraAnalog”,
представляющий из себя но сути “пло-
хой" CS8411, произведенный с макси-
мальными качественными допусками.
У меня такие приборы торчат в
ЦАПе-предусилигеле
“Sony
ТА -
E2000ESD”, который я не случайно
назвал в одной из предыдущих статей
“отличным
джиттеролодавителем”.
Практически они могут принимать и
отправлять звукоданные в широком
спектре форматов их представления —
с частотой дискретизации от единиц
до 4 8 -9 6 кГц и от 4 до 24 бит длины
слова. А кроме того, они могут ком-
пенсировать временные искажения
сигнала при помощи выборки из ОЗУ:
однако и они не справятся с явны-
ми помехами и шумами. Когда я в
1995 году привез домой проигрыва-
тель “Harman/Kardon", то с удивлени-
ем обнаружил, что с выхода передат-
чика от “Sony” сигнал направляется
по 20-сантиметровому двухжильному
“ш нурку” “no пате" прямиком
на
гнездо RCA. Видимо, они решили, что
и так сойдет. О волновом сопротивле-
нии этой пиявки можно было лишь
догадываться, а выравнивающий им-
пульсный
трансформатор
отсутст-
вовал. В моем предыдущем проигры-
вателе — “JVC XL-Z1010N ”, применя-
лась схемка, приведенная на рис. 1.
Я не стал думать и гадать, а попро-
сил отца сделать мне печатную плат-
ку с гнездом. Теперь ясно, почему
я без зазрения совести использую
свой проигрыватель как транспорт?
А вот как сделан выход в карте “ZA-2"
(рис. 2).
Здесь, как и на входе, применен им-
пульсный трансформатор 1:1. Идеоло-
гия этого вопроса, я надеюсь, понятна.
А теперь, друзья мои, живо открывай-
те свои англо-китайские “сидюки”
категории “Доступный high end”. Сто-
ит ли покупать коаксиальные кабели
за S100, если внутри творится такое?
Да, стоит. Но прежде почешите ручки,
возьмите паяльнички и сделайте как
положено! А уж потом подсоединяйте
кабели.
Второй тип — упрощенные при-
емники и передатчики, в которых от-
сутствует О ЗУ, но есть маленький кэш
для регистров. К ним относятся при-
емники
C S 8412/8414,
AES-21
и
YM 3623 и передатчики CS8402/8404.
Здесь
хорошие
трансформаторные
входы-выходы переходят из разряда
“рекомендуемое”
в
“обязательное”.
Открывайте свои “M ark Levinson” и
“Audio Note", друзья мои. Открывайте,
открывайте! Если там что-то не так,
берите либо паяльник, либо коакс за
2/2000 АудиоМагазин 117
предыдущая страница 118 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 120 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст