музыка
ли за инструментами. Идеи же, при
всей нарочитой антигуманности, сим-
патичны особым обргізом — как забав-
ные игрушки. Недаром и Ансамбль
ACM проделывает предписанные ма-
нипуляции не без профессионального
удовольствия.
Лицо II
Композитор Борис Иоффе живет в не-
мецком городе Карлсруэ. Он служит
скрипачом. Дважды в неделю он садит-
ся в трамвай, который идет в соседний
город Баден-Баден, в котором Б. И. иг-
рает в очень плохом курортном
оркестре,
который
слушают
очень богатые люди, которые
очень мало понимают в музыке.
Но гораздо чаще — практически
каждый день — Б. И. добавляет
очередную страницу в
Книгу
квартетов.
Она пишется вот уже
несколько лет. Раньше Б. И. пи-
сал и для других инструментов,
но с тех нор, как Книга стала его
главным
произведением,
он
больше для них не пишет. По
состоянию на сегодня, 27.03.2000, Кни-
га приблизилась к тысяче страниц.
Сейчас, когда вы смотрите на число
1000 (кстати, всмотритесь в него по-
внимательнее), оно уже меньше числа
страниц в Книге квартетов.
Однако.
..
Какой
изобретательно-
стью надо обладать, чтобы столько со-
чинять для одного и того же состава.
..
Неужели автор не повторяется.
..
Подобные вялые мысли уже вяло
пробуждаются в вашей голове. Не на-
до, пусть дремлют. Они все не про то.
Потому что среди сотен этих пьес нет
ни одной, которая бы отличалась от
других больше, чем один хорал Баха
отличается от другого. Все они состоят
только из половинных и четвертных
нот.
Везде размер две или три четвер-
ти. Никто не играет аккорды, ни даже
двойные ноты. Нигде не обозначен ни
темп, ни характер исполнения. Автор
считает, что все страницы должны зву-
чать очень медленно и тихо.
Да.
.. И как ему не надоест.
.. Зачем
такое
самоограничение.
..
застой.
..
Творчество, наверное, есть все-таки
поиск чего-то нового.
..
Это другие мысли, но тоже вялые.
Нс в том дело. Как-то мы с коллегой
Рудицей3 зашли в фотоавтомат: четы-
ре фото. Я четырежды менялся лицом;
коллега Рудица каменно глядел в ма-
шинку без какого бы то ни было миме-
сиса. Из меня получилась классиче-
ская симфония в четырех лицах. Из
л
Роман Рудица — композитор, музыковед и испол-
нитель на клавире; один из авторов журнала “Аудио-
Магазин”.
К. Р.— четыре одинаковых портрета. Я
выигрывал по части контраста. Он —
по части разнообразия: можно было
долго созерцать неуловимые различия
между Р1, Р2, РЗ, Р4. Я создал нечто
замкнутое; я мог фотографироваться
еще, но каждые четыре фото при моем
методе складывались бы в целое, от-
дельное от других четверок. К. Р. мог
бы бесконечно множить все
новые изображения, одина-
ковые
только
на
первый
взгляд; их цепь не прерыва-
лась. Я получил формулу искусства,
он — формулу жизни.
Книга квартетов
и есть формула
жизни Бориса Иоффе. Любая страни-
ца похожа на другие. Чтобы уловить ее
неповторимость,
надо
непременно
вслушаться. Так, бывает, поэт гнусит
потихоньку свою поэзию одинаковым
голосом, нараспев и “без выражения”.
Но стихи-то все разные. Страницы —
стихотворения. Везде различные типы
“рифм”. Разная их периодичность. Не-
схожи они и “фонетически”, то есть ок-
раской звучания. Гармония очень сво-
бодна, нет характерной для современ-
ных авторов боязни трезвучий. Здесь
они появляются в неожиданном кон-
тексте — более эмоциональном, чем
технологическом. Сплошь и рядом по-
падаются вещи, “запрещенные” прави-
лами; однако их появление не только
не вызывает привкуса неправильности,
но заставляет забыть о самих правилах.
Полное сосредоточение. Неровные
вертикали из 2, 3, 4 звуков движутся
еле слышно, монотонно и медленно,
чередуясь с одинокими нотами. Слу-
шая несколько страниц подряд (дли-
тельность каждой колеблется в преде-
лах 2 -4 минут), можно ясно ощутить,
что это как бы и не музыка, а ритмизо-
ванная идо предела замедленная речь.
И если проступает этот поэтический
ритм — все, резонанс есть, далее мож-
но длить его неограниченно.
Может, так и автор? Изо дня в день,
не теряя совпадения с некоей тайной
пульсацией, вперед, к новым/неиз-
менным выражениям тихого лица.
Лица 1-11
Сочинение музыки, в самом грубом
приближении, состоит из правильной
постановки задачи и её неравнодуш-
ного выполнения. Задачи В. Е. доста-
точно просты. И х выполнение весьма
прямолинейно. Это и дает чувство не-
коей сухости, отсутствия “воды”. Про-
дукт не предназначен для возгонки, с
ним по большей части чувствуешь се-
бя неуютно. Неуютны, при всей мяг-
кости, и страницы
Книги квартетов
Иоффе. Струнный трепет только под-
черкивает: вся лирика появляется при
озвучивании, а мысль сама по себе
весьма строга.
В этом есть свое обаяние. Как и в
том, что музыка Екимовского как бы
цифровая. Похоже, что творческий
процесс В. Е.— сэмплирование с боль-
шей или меньшей частотой. Объектом
сэмплирования как раз и служит не-
прерывный, недискретный музыкаль-
ный процесс, нечто аналоговое, что
сидит в подсознании. Кстати, поэтому
так часто у Екимовского противопо-
ставляется прерывное и непрерывное.
Стремление “быть разным в каждом
сочинении” можно понять как при-
крытие собственной растерянности
перед подсознанием “как оно есть”—
недискретным,
нерасчленимым
на
сэмплы. Иоффе, напротив, доверяется
этому потоку, слушает и записывает
его; запись выходит аналоговая.
Техника (техники) сочинения для
Екимовского — только способ субли-
мировать страх перед недискретизиру-
емым. Оттого система каждого опуса и
должна быть столь стройна, “неопро-
вержима”, не должна давать “остат-
ка”— то есть порождать нот, которых
автор
не мог бы
объяснить. Для Иоффе
техники не существует, есть только ко-
лебания внутреннего эфира, а они не-
посредственно проявляются как музы-
кальные тоны. Здесь нет нот, которые
ав тор
мог бы
объяснить, не говоря уже
о “системе".
В глубочайшем различии проступа-
ет и глубочайшее сходство Виктора
Екимовского и Бориса Иоффе. Твор-
чество каждого имеет аутотерапевти-
ческий
оттенок.
Первый
изживает
страх перед тайным-аналоговым через
работу с явным-цифровым. Второй на-
шел форму, чтобы проявить реальный
внутренний монолог длиною в жизнь;
способом раствориться в нем и стата
Книга квартетов.
Музыка обоих авто-
ров — результат плодотворного неверия
в самоценность музыки как таковой*.
Диски предоставлены авторами
* Это неверие я пытался изъяснить в статье “При-
зрачное единство авангарда”— см. “АМИ№ 3 (20) 98.
114 АудиоМагазин 2/2000
предыдущая страница 115 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 117 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст