музыка
В а в и л о н с к а я
I
г г г / у
к , ?
А в т о р с к а я р у б р и к а Б о р и с а Ф и л а н о в с к о г о
Э т о т в ы п у с к “В а в и л о н с к о й ф о н о т е к и "—
д е с я т ы й . Д а т а н а с т о л ь к о с к р о м н а я , ч т о
п р а к т и ч е с к и н и к ч е м у н е о б я з ы в а е т
З а т о м о ж н о п о р а з м ы с л и т ь , с т о я н а о д -
н о й н о ге . Н а п р и м е р : р а з в е д о л ж е н я
о п и с ы в а т ь з д е с ь т о л ь к о "и н д у с т р и а л ь -
н ы е ” д и с к и ? С о з д а в а т ь п р а к т и ч е с к и й
с п р о с ? Н у д о п у с т и м , ч и т а т е л ь в е р и т,
и д е т в м а га з и н и п о ку п а е т. И л и з а к а з ы -
вает. Н о , к а к ч и т а т е л ь у ж е м о г з а м е т и т ь ,
я н е з а н и м а ю с ь р е к л а м о й . И г о д в ы п у -
с к а м е н я н е т р е в о ж и т — а к т х у д о ж е с т в а
(к а к и а кт п р о т и в х у д о ж е с т в а ) н е и м е е т
с р о к а д а в н о с т и . С т р о г о г о в о р я ,
н е
и м е е т о н и т и р а ж а . П о э т о м у в ф о н о т е -
ку н о м е р д е с я т ь я п о з в о л и л с е б е п о м е -
с т и т ь д и с к Б о р и с а И о ф ф е , в ы п у щ е н -
н ы й т и р а ж о м в с е г о д е с я т ь э к -
з е м п л я р о в . Я н е го в о р ю о т о м , ч то
о н з а с л у ж и в а е т м а с с о в о й ш т а м -
п о в к и (х о тя э т о б е с с п о р н о ); я в с е -
г о -н а в с е г о о б р а щ а ю в а ш е в н и м а -
н и е
н а
т о
о б с т о я т е л ь с т в о ,
ч т о
о т ч и с л а к о п и й м а л о ч т о з а в и с и т .
К о л и ч е с т в о п р а в д ы — в е л и ч и н а п о -
с т о я н н а я .
Ecoutes contemporaines —
Viktor Ekimovski
Виктор Екимовский
Камерные вариации,
Композиция 15
Cantabile Quartet,
Композиция 22
Мандала,
Композиция 39
Прелюдия и фуга для органа,
Композиция 42
В
созвездии
Гончих
Псов,
Композиция 44
Двойные
камерные
вариа-
ции,
Композиция 51
Ансамбль Московской Ассо-
циации современной музыки
Дир. Алексей Виноградов
Людмила Голуб, орган
Звук: Вадим Иванов, Фарида Узбекова
Le Chant du M onde LD C 2 8 8 062
54:39
1993 год
Lyrics from Boris Yoffe’s Book
of Quartets
Борис Иоффе:
Лирика из
Кни-
ги квартетов
№№ 437, 365, 367, 490, 492,
752-754, 780, 811-814, 838
39:05
Запись 1999 года (live)
Л ицо I
принадлежит композитору Виктору
Екимовскому и чрезвычайно измен-
чиво. Еще на заре профессиональной
зрелости В. Е. сформулировал свою
сверхзадачу. Она в том, чтобы каждое
новое сочинение несло главную идею,
совершенно отличную от других сочи-
нений — и своих, и (по возможности)
чужих. Такой род музыкальных идей
хорошо поддается специальному му-
зыковедческому
описанию,
однако
оно слабо передает специфический
привкус экспериментальной эстетики,
ставшей фетишем для Екимов-
ского.
и графической музыки. Играют “Псов”
три флейтиста в сопровождении элек-
тронного фона, напоминающего ра-
диопомехи. Партитура “представляет.
..
круг с условной копией карты звездно-
го неба Северного полушария, где на
месте каждого из созвездий начертан
фрагмент нотного стана с определен-
ной музыкальной фразой. Пространст-
во круга, начиненное такими изолиро-
ванными музыкальными сегментами,
разделено на три сектора, являющихся
партиями для исполнителей”1. Это
произведение сразу нескольких изящ-
ных искусств возлежит на круглом
столе, а флейтисты становятся во-
круг правильным треугольником.
“Псы”— просто клад для исполните-
лей. “.
..Даже музыкантам средней
руки нечего делать. Разобрался — и
чеши с одной репетиции. По этой
причине, думаю, Композиции 44
обеспечено бессмертное исполни-
тельское будущее”2.
Все
сочинения
Екимовского
Камер-
ные вариации,
посвященные
памяти двух Антонов — Чехова и Ве-
берна,— опыт криптофонии: в нотах
подробно зашифрован чеховский рас-
сказ “Спать хочется”, а то, что получи-
лось, звучанием весьма напоминает
Веберна.
Cantabile quartet
находится в
намеренном противоречии со своим
названием: за каждой короткой фра-
зой струнных следует пауза, причем
фразы одинаковы по длительности, а
паузы — отнюдь нет.
Прелюдия и фуга
для органа
дает максимальный, “сим-
фонический” контраст в пределах ба-
рочного цикла. Быстрая и громкая
прелюдия
состоит из отдельных моно-
литных аккордов, разделенных пауза-
ми. Медленная и тихая
фуга
исполня-
ется легато без единой паузы, а голоса
нигде не совпадают по ритму. Наконец,
В созвездии Гончих Псов —
опыт, сов-
мещающий характерные приемы алеа-
торики, американского минимализма
звучат так, словно их писали раз-
ные люди, или по крайней мере
задуманы так, чтобы это впечат-
ление возникло. Но если оно и
возникает, то оно обманчиво.
Везде слышна характерная су-
хость мысли, подобранность,
отсутствие всяких там лириче-
ских отступлений. Одно из ран-
них сочинений Екимовского так и на-
зывается —
Лирические отступления
для солирующей группы виолончелей
и оркестра — и как бы опровергает на-
иболее “распущенные” с точки зрения
авангардиста номера мировой симфо-
нической литературы, где виолончели
ведут или могли бы вести мелодию —
Adagietto из
Пятой симфонии
Малера,
Adagio
Барбера, Andante из
Третьей
симфонии
Брамса и “тему любви” из
Ромео и Джульетты
Чайковского. Все
эти лирические растения пересажены
на жесткую авторскую почву и вянут —
но как выразительно! — в окружении
местных, екимовских колючек.
На этом диске, однако, только та му-
зыка, которая сама и есть эти колючки.
Особенно несентиментально написа-
ны, сыграны и звучат
Двойные камер-
ные вариации —
апофеоз технологии.
Автор спрятался за идеей, исполните-
1
В. Екимовский.
“Автомонография".
2 Тамъ же.
2/2000 АудиоМагазин 113
предыдущая страница 114 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 116 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст