аудиомастерская i«i
______________________________
Вячеслав MB. wi; и;в. Михаил. ЩДРЕЕВ
Большой усилитель для большого звука
В последнее время мы все больше
стали тяготеть к большому звуку. Под
„большим“ будем подразумевать от-
крытый звук реальных размеров с
максимальным динамическим диапа-
зоном.
Конечно, в первую очередь такой
звук определяется большими акусти-
ческими системами, в основном ру-
порными. То есть динамики и габари-
ты такой АС большие - и звучание
большое. Законы физики не обма-
нешь. Но и усилитель тоже влияет на
размеры звука.
Мы задались целью сделать лампо-
вый усилитель для большого звука.
Перечислим те принципы, которые
лежат в основе нашего проектирова-
ния. Основную часть их провозгласил
еще А. М. Лихницкий (в дальнейшем
АМЛ) [ 11. Вот как они выглядят с на-
шими добавлениями.
1. Электрическая схема усилителя
должна быть предельно простой.
2. Усилитель не должен содержать
отрицательных обратных связей.
3. Все каскады усиления, по воз-
можности. должны быть трансформа-
торными [2].
4.
Все лампы,
по возможности,
должны быть прямонакальными трио-
дами, работающими в классе А с фик-
сированным смешением.
5. Все электроэлементы, соедини-
тельные провода и припой должны
быть тщательно отобраны с целью
полной гармонизации системы.
6. Не должно быть параллельных
соединений, в том числе ламп (даже
триодов в одном баллоне).
7. Каждый потребитель электро-
энергии в усилителе должен иметь
свой источник питания.
Мощность
лампового
усилителя
для больших акустических систем,
но рекомендации их разработчиков,
должна быть не менее 50 честных ватт
(хотя бы до 3% нелинейных искаже-
ний). Для решения такой задачи наи-
более подходят зарубежные 211-ый и
845-ый триоды, а также наш отечест-
венный мощный модуляторный триод
ГМ70, который, при тех же основных
параметрах, что и два первых, облада-
ет большими эмиссионными возмож-
ностями. Его-то мы и выбрали.
Для получения большого звука под-
ходит как однотактное, так и двух-
тактное включение ГМ70. И если од-
нотактный усилитель больше подхо-
дит тем, кто слушает в основном клас-
сическую музыку, то двухтактный, на
наш взгляд, более универсален. Мо-
жет быть, его большая энергичность и
напористость, что так необходимо, на-
пример, в тяжелом роке, исходит от
пресловутого „push-pull" („тяни-тол-
кай"), то есть от некоторого искусст-
венного
подталкивания
звукового
сигнала в выходном каскаде,— кто
знает.
..
Кажется, создается впечатление, что
мы против однотактных усилителей.
Нет. Однотактная схема — идеальная
схема. Но чтобы принцип однотакт-
ности показал себя с наилучшей сто-
роны, его надо использовать, но наше-
му мнению, при мощности начиная с
25 Вт (то есть при использовании
только вышеназванных триодов) и без
использования параллельных ламп.
Не могут два футболиста одновремен-
но ударить по одному мячу! Наши
эксперименты показали: любое парал-
лельное включение ламп существенно
уменьшает прозрачность и динамику
звука. Слух — это главный критерий.
Только не подумайте, что мы высту-
паем против существования „Клуба
любителей однотактных усилителей
до 1
Вт“ (или до 3 Вт.
..). Каждому свое.
Мы сейчас говорим о большом звуке.
Так заманчиво соединить преиму-
щества однотактной и двухтактной
схем. Ведь в нашем случае, используя
„трансформаторную идею“, это воз-
можно!
Почему многие считают, что одно-
тактный усилитель звучит лучше, чем
двухтактный? С нашей точки зрения,
в основном это связано с реализацией
фазоинверсного каскада. Обычно ис-
пользуемые фазоииверторы —
несим-
метричны [3|. Перечислим основные.
1.
Фазоинвертор с анодным дели-
телем (самобалансирующийся ин-
версный каскад с общим катодом).
Основные недостатки: высокое вы-
ходное сопротивление, наличие об-
ратных связей и то, что путь, проходи-
мый сигналом до инверсии, может
быть различен (если отрицательный
выходной сигнал получается вслед-
ствие прохождения через одну лампу,
то положительный —
через две).
2.
Фазоинвертор с разделенной
нагрузкой.
Недостаток —
большая не-
еимметрия выходных сопротивлений
анодного и катодного плеч и присут-
ствие ООС соответственно по току и
напряжению.
3.
Фазоинвертор с катодной свя-
зью.
Недостатки: высокое выходное
сопротивление и различие в выход-
ных характеристиках (первый триод
работает в режиме с общим катодом, в
то время как второй — в режиме с за-
земленной сеткой).
4.
Парафазный (самобалансирую-
щийся) инвертор.
Основные недо-
статки те же, что и в 1, к тому же сиг-
нал для инверсии получается как раз-
ность анодных напряжений.
От всех этих недостатков сво-
боден трансформатор, имеющий
вторичную обмотку с отводом от
середины (или две одинаковые вто-
ричные обмотки).
Кроме этого, та-
кой парафазный трансформатор пол-
ностью обеспечивает согласование
между каскадами по сопротивлениям
и напряжениям (не следует забывать,
что напряжение раскачки для ГМ70
порядка 100 В).
При этом не происходит увеличе-
ния количества электроэлементов в
цепи (как произошло бы при исполь-
зовании любой инверсной схемы),
ведь трансформатор одновременно
является анодной нагрузкой драйвер-
ной (предмощной) лампы, работаю-
щей в классе А.
Все это и предопределило использо-
вание нами парафазного трансформа-
тора в двухтактном усилителе для
большого звука.
АукиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 142 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 144 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст