124 музыка
собран в 1972 году для одноименной
пьесы2 и существует до сих пор, по мере
надобности разрастаясь3. „Симфонию
пустых струн" ( 1978) нельзя было дове-
рять академичной струнной
группе
обычного оркестра. Ее сочли бы издева-
тельством над природой инструментов:
кажд;ш партия не содержит ничего, кро-
ме звуков четырех пустых струн, перест-
роенных самым различным образом. I I
для единственного исполнения Андрис-
сен созывает „Оркестр пустых струн".
Звук его напоминал рычание контрафа-
гота, постоянно дающего петуха. „Гокст"
(1975-77) — самое жесткое порождение
минимализма —
вызвал к жизни En-
semble Hoketus.
Трудно придумать более конструк-
тивный и плодотворный способ для
опровержения устоявшейся привыч-
ки слушать симфонические оркестры,
чем создание новых привычек, новых
составов. Так было в 70-х. Теперь ан-
самбли господствуют в голландской
музыкальной практике. Андриссен ока-
зался законодателем мод, но и теперь
он старается не изменять приобретен-
ным четверть века назад привычкам и не
сочинять для большого оркестра. А сочи-
няя. использовать его как большой ан-
самбль. Под выражением „ансамблевая
2 Это было перши* сочинение, созданное и нонообре-
тенной технике минимализма. Нго убойная сила и
злоропая туиизна были беспрецедентными для осто-
рожной Голландии. Историческая запись премьеры
12 мая 1972 года в театре Carré Amsterdam, сделан-
ная Издательским домом Donemus, засвидетельст-
вовала вначале молчаливый шок публики, потом не-
которое замешательство (возможно, ожидание „че-
го-то более содержательной»“?); затем глухое ворча-
ние зала и, наконец, откровенные выкрики и свист.
3 Рецензию на диск Андриссена с участием этого
коллектива см. в „АМ“ № 5 (22) 98.
трактовка оркестра“ обыкновенно по-
нимают измельчение симфонической
массы, расчленение ее на небольшие
подгруппы с тонкой тембровой диффе-
ренциацией. Андриссен проделывает
прямо противоположные манипуля-
ции. Как правило, в его оркестре разные
группы охотно дублируют друг друга,
играя простейшие фигуры; все это ста-
новится похожим на звук ансамбля, но
раздутого: электрически усиленного и
деформированного.
Группы
всякие
нужны1*,
но
есть
и
„нелюбимая“—
струнная, и это, возможно, несколько
затянувшаяся негативная зависимость
от роскошной струнной группы оркест-
ра Concertgebouw тридцатилетней дав-
ности — тогда это „достояние нации“
вызывало у
молодых реформаторов
особенно яростный burst3. Исполнение
4 Андриссен мог бы продолжить: „.
..даже .Группы.
Штокхаузена.
..“
5 burst —
англ
., отрыжка,—
Прим. ред.
одной симфонии Гайдна американский
критик похвалил, поскольку-де струн-
ные звучали „как бархат“. На это Стра-
винский. присутствовавший на концер-
те, заметил, что „струнные у Гайдна
должны звучать именно как струнные,
а не как бархат“. У Андриссена струн-
ные должны звучать — и звучат — не
как струнные, а как линолеум.
Инструментарий внутренний.
Предпочтения
Подобно брату Юриану, Луи сделал-
ся сочинителем естественно, вплыл в
ремесло. Ои так и объявляет свою пла-
ниду: „Если бы мой отец был хорошим
мебельным мастером, я наверняка то-
же стал бы мебельщиком“. Вслед за
Андриссеном похожие слова могли бы
повторить многие отпрыски католиче-
ских семей, за неимением должного
отца не ставшие композиторами. Сей-
час композиторы не любят подчерки-
вать особый герметизм своих занятий,
грезы-слезы. Раз и навсегда выразив
почтение руке дающего, большинство
свободных художников не изменяет
инстинкту самосохранения и бережет
внутреннюю независимость, так ска-
зать, поперечность. С самого шестьде-
сят восьмого года Андриссен вместе с
другими членами „Пятерки“ искренне
проповедовал грубую ангажирован-
ность искусства,— а в качестве отдель-
ной творческой единицы, войдя в силу,
совершенно умалил зазор между соци-
альным заказом/велением времени и
собственными желаниями. Свой му-
зыкальный мир он не отгородил от
прочей действительности, а включил в
нее, чем заслужил стойкую приязнь
потребителей. Любимая тема для ин-
тервью —
„что я хотел сказать таким-
то сочинением“. Андриссен признает
за своим искусством возможность —
да что там, осознанную необходи-
мость! — не только говорить (с или
к),
но говорить
о.
АуяиоМагазии 2/1999
предыдущая страница 125 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 127 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст