„Глобус. Музыка всех времен и пародов
Владимир ФЕЙЕРТАГ
/
В 1958 году французский режиссер
Марсель Камю снял фильм „Черный
Орфей“. В том же году картина полу-
чила Гран-при в Канне, а год спустя
Американская академия киноискус-
ства присудила ей „Оскара“. Однако
ни сценарий, ни режиссура, ни доброт-
ная игра актеров не могли, по мнению
придирчивых кинокритиков,
вытя-
нуть фильм на столь престижные пре-
мии. Содержание? Да и оно было весь-
ма банальным — еще одна история о
Ромео и Джульетте, значительно усту-
пающая по силе трагизма „Вестсайд-
ской истории“. Основную роль сыгра-
ло, видимо, то, что повесть, печальнее
которой нет на свете (черный Орфей,
гитарист и певец, сочиняет песню для
своей Эвридики, а в конце фильма ге-
рой и его возлюбленная погибают),
развертывается на фоне грандиозного
карнавала в Рио-де-Жанейро. Фильм
впервые показан миру неповторимую
эротичную пластику латиноамерикан-
ских танцев, став гимном входящей в
моду бразильской самбе.
Главная мелодия картины „The Day
In The Life Of The Fool“ („День из
жизни влюбленного“), написанная ма-
лоизвестным дотоле композитором
Луи Бонфа и ставшая неотъемлемой
частью мирового эстрадного реперту-
ара, так ни разу и не прозвучала в
фильме полностью. Эта грустная тема
вызревает постепенно, поэтому глав-
ным оказалось не мелодическое досто-
инство музыкального фильма, а его
ритмическая аура. Ритмы самбы -
бесконечные, непрерывные, темпера-
ментные, хитросплетенные, зажига-
тельные —
собственно и сформирова-
ли ритм всей картины.
Теперь, в конце двадцатого века,
когда весь мир укладывается в один
большой телеэкран, можно увидеть,
как проходят ежегодные карнавалы в
Рио. Бронзовые танцовщицы с ожере-
льями из красных бус и разноцветны-
ми лентами в черных волосах; искусно
декорированные платформы, мягко
плывущие по улицам Рио благодаря
мастерству невозмутимых шоферов-
жиголо в белых шортах; броская кра-
сота женщин-богинь на вершинах жи-
вописных пирамид и возбуждающая
моторика
гибких
полуобнаженных
тел бесчисленной свиты у подножья —
все это и есть современный бразиль-
ский карнавап. Его предшественники —
африканские круговые танцы (сапає-
те, еіпЬоІасІа, Ьаикціе), завезенные в
Бразилию черными рабами, ритуаль-
ные хороводы, в которых танцоры
сталкивались животами, а точнее пуп-
ками (такие движения называются
шпі^асіа и имитируются до сих пор),
и традиционные балы-маскарады, уст-
раиваемые европейцами на суше и на
воде (на плотах) уже в начале XIX ве-
ка. Карнавалы возникали стихийно в
разных уголках страны, воспринима-
ясь как выстраданные, желанные пра-
здники на фоне тяжелого рабского
груда, и никогда не опирались на же-
манные „высокие штили“ городской
элиты. И если музыкальные корни
карнавальной музыки можно было
связать с европейской традицией куп-
летной симметрии, то происхождение
хореографии
оставалось
африкан-
ским. Откровенно сексуальные тело-
движения под звуки многочисленных
ударных инструментов сопровожда-
ли деревенские сходки, на которых
выбирали короля и королев, затем
„царский“ кортеж проходил по одной-
единственной улице селения, и уро-
вень ликования определялся неутоми-
мостью музыкантов и танцоров. Пор-
тугальские
рабовладельцы
сначала
пытались бороться с „грязными и раз-
вратными“ танцами, но вирус раско-
ванной чувственности заразил белых
европейцев. Невольное противопо-
ставление энергии молодых пересе-
ленцев безынициативности
порту-
гальцев Старого света, преодоление
средневековых догм католицизма по-
могли зародившимся в сельских про-
винциях карнавальным шествиям не
только выжить, но и переместиться в
крупные города, допустив существо-
вание откровенно чувственной хорео-
графии чуть ли не на государственном
уровне. Во всяком случае карнавал в
Рио-де-Жанейро так же символизи-
рует Бразилию, как коррида — Испа-
нию или сакура - Японию.
Общеизвестно, что джаз — это слия-
ние двух расовых культур. Говоря уп-
рощенно, джаз —
это африканские
ритмы и европейские мелодико-гар-
монические построения. Но возник-то
джаз только в Соединенных Штатах,
хотя негров-рабов привозили и в Цен-
тральную, и в Южную Америку. Объ-
яснение этому можно найти лишь в
том, что англо-саксонская (в целом се-
АупиоМагазин 2/1999
предыдущая страница 119 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн следующая страница 121 АудиоМагазин 1999 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст