м узы ка
121
ном движении как минимум двух аль-
тернативных направлении: уже тогда
записи 1960-70-х Леонхардта принци-
пиально отличались для меня от запи-
сей, сделанных в те же годы Арнонку-
ром (даже в их общей серии баховских
кантат)2. Да и вообще было бы просто
нелепо, ратуя за альтернативность ис-
полнительства, лишать кого-то права
на эксперимент и собственные пред-
ставления о звучании исполняемых
произведений, впалая таким образом в
борьбу с инакомыслием.
Просто речь идет о том, что возрос-
шая популярность аутентичного дви-
жения очевидно породила и спекуля-
цию —
ведь и на дисках с откровенно
слабыми поделками вы можете прочи-
тать: „На инструментах эпохи“ п т. и.
(кстати,
в последние годы наиболее
авторитетные аутентичные музыкан-
ты почти перестали помечать свою
продукцию надписями типа „Аутен-
тичная запись“, „На исторических ин-
струментах“). Впрочем, проблема лич-
ной гениальности и вкуса музыканта
никогда и нигде не снималась и не мо-
жет быть снята. Пионеры аутентично-
го движения и первые его участники —
2 Коротко творя, присущей Арнонкуру „моторно-
сти“ я всегда предпочитал подчеркнутую деклама-
Ш
1
он
1
юсть стиля Леонхардта.
это музыканты, которые не только
„придумали“ и усвоили „новую“ мане-
ру —
они ее выстрадали, изучили по
старым документам и книгам; эти лю-
ди сами вели и ведут кропотливую ис-
следовательскую работу (многие из
них получили мировую известность и
как авторитетнейшие ученые-музы ко-
веды). И, конечно же, год за годом
в
живой исполнительской практике
они проверяют свои идеи. А самое важ-
ное, может быть, в том, что
каждое
но-
вое выступление или запись для них —
очередное погружение в сложнейший
мир ощущений и образов музыки про-
шлого,
всякий раз
требующее специ-
альных усилий, поиска своего ключа
именно к исполняемому произведе-
нию. Это особенно отчетливо просле-
живается на всем творческом пути Гу-
става Леонхардта, отмечающего в этом
году свое семидесятилетие. Ни одна
его новая запись (даже уже записан-
ных им ранее композиций) ие являет-
ся повторением пройденного. Он и
сейчас находится в состоянии непре-
кращающегося поиска, который дает
замечательные результаты и заслу-
женно оставляет сегодня за ним поло-
жение безусловного лидера движения.
Есть примеры и обратного, когда лич-
ные прошлые заслуги не помогают в
осуществлении новых записей, если му-
зыкант начинает пренебрегать основ-
ными условиями аутентичного музи-
цирования, о которых речь была выше.
В общем, заканчивающееся десятиле-
тие в каком-то смысле — испытание
для аутентичного исполнительства.
Но в любом случае начатое несколько
десятилетий назад дело продолжает
жить и развиваться. Не прекращается
работа (в том числе в студиях звукоза-
писи) прекрасных музыкантов разных
поколении. Остаются и уже выпущен-
ные диски, доступные всем (теперь да-
же в России),—
каждый может вы-
брать то, что ему нравится, в том числе
и внутри аутентичного движения. Ог-
ромная заслуга звукозаписи аутентич-
ного исполнительства —
вклад в дело
борьбы с косностью и единомыслием в
музыкальном исполнительстве, внед-
рение альтернативности мышления,
свободы творчества, в конце концов.
Отвоевав себе право на существова-
ние. это движение помогает утвержде-
нию права на альтернативность в ис-
полнительстве вообще, параллельного
существования различных течений и
тенденций,
главным
критерием
в
оценке которых в конечном счете оста-
ется культура и талант музыканта. ◄
ENIGMA
OPTIMA
ПЛАН ПРОЕЗДА К НОВОМУ ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЗАЛУ
Элитная аудиотехника, дом аш ний кинотеатр
/
O P T IM A
w w w .golos.com /enigm a/
тел. (095)214-61-13, 280-94-95
А упиоМ агазии 1/1999
предыдущая страница 122 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн следующая страница 124 АудиоМагазин 1999 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст