почта 125
еле того как почти за два года [я ] выслушал не один деся-
ток продавцов п разного рода „специалистов“ по звуку,
перечитал десятки журналов по „хай-энду“ (ради тестов в
том числе!), посетил несколько выставок — в конце кон-
цов. встретил увлеченного самоделыцика, который вы-
звал
доверие.
Он-то и взялся модернизировать мою „Сим-
фонию“.
Как я понял, он „выжал“ максимум возможностей из
тех элементов, которые были в „Симфонии". Убрал об-
ратную общую связь выходного каскада - переключил из
ультралпиейного в трподный режим, оставив 3 Вт мощ-
ности. Входные лампы поменял на ЕСС-83 фирмы „Со-
втек“. Были убраны темброблоки, цепочка па пути каска-
да, тонкомпенсация, регуляторы громкости, балансы и
прочее. Сигнал пошел напрямую. Убрана была п цепочка,
которая выравнивала частотную характеристику громко-
говорителя (технически выравнивала: импеданс повы-
шался в 3-5 раз. из-за этого резко выделялся среднеча-
стотный диапазон; чтобы этого не происходило, в самом
усилителе параллельно первичной обмотке трансформа-
тора стояла цепочка RC, но она выравнивала, приглажи-
вала все — звук был гладким, мутным и невнятным). По-
меняли провода и кабели, в том числе и те, что в пайке.
Подверглись переделке и колонки: вместо заводских бы-
ли установлены широкополосный и высокочастотный
динамики английского производства по двухполоской
схеме. Корпуса проклеили изнутри со всех сторон тол-
стым линолеумом — кроме передней панели — и заполни-
ли синтепоном в силу того, что задняя стенка без фазонн-
вертора. Переделали заодно и „Marantz CD-63 Mk 11“: вы-
бросили выходной каскад1.
..
Настраивалось все просто, но долго. Замена каждого
элемента — резистора, катушки индуктивности, ВЧ-го-
ловки. кабеля
влекла за собой постоянные прослуши-
вания.
Особо стоит сказать о главной „самоделке“— корректо-
ре RIAA. Трансформатор питания - тор. Выпрямитель —
кенотрон, который обычно применяется для питания
усилителей мощности (5ЦЗС), так как он имеет мини-
мальное внутреннее сопротивление среди подходящих
кенотронов. Сам корректор построен на шести октальных
лампах старого образца. В активной части схемы — двой-
ные октальные триоды.
11
а выходе — одинарные окталь-
ные триоды. Все каскады сделаны по двойной дифферен-
циальной самобалансирующейся схеме.
Другие особенности корректора: отсутствует общая об-
ратная связь; также — местная; отсутствуют катодные по-
вторители во всех каскадах. Выходной каскад может ис-
пользоваться как ступень линейного предварительного
усиления.
Стоит заметить, что выбраны лампы не случайно. В од-
ной п той же схеме проверялись разные типы ламп. Ок-
тальные „показали себя“: они „играют" лучше.
..
Впрочем, обнаружилась п проблема (технологическая):
чрезвычайно сложным оказался подбор октальных ламп,
поскольку они изначально не предназначены для усиления
слабых сигналов н имеют (в большом количестве экзем-
пляров) микрофонный эффект, а также внутренние шумы.
Чтобы найти качественную, нужно немало перебрать.
..
После всех мучений фонокорректору дали „имя“: „Alio
Modo“— но названию фирмы автора модели Андрея.
Теперь у меня была совсем другая „Симфония“! Теперь
я с удовольствием слушал не только радиостанцию „Ор-
фей“ на УКВ и CD, но и проигрыватель LP, поскольку
' См. „ЛМ" .V I (12)97.1.6.
Ре,).
особенно выиграло именно звучание „винила“! Теперь я
наслаждался
музыкой. При этом меня увлекало не „точ-
ное позиционирование тарелочки в пространстве“, а
„Carmina Burana“ Карла Орффа. не „локализация контра-
баса“, a „Stabat Mater“ Россини, etc.
..
Здесь, после „etc.“, стояла точка и моя подпись. Было
это в первых числах мая, когда я еще пребывал в некото-
ром раздумье над выбором адресата. Но затем случилось
то, что на некоторое время нарушило уют моего мучи-
тельного опыта н заставило вновь сесть за эти записки п
дважды переписать „финал“.
Один из моих „товарищей по несчастью“ принес кор-
ректор R1AA „Колвир PC0050S“ (и „колвировские“ же
межблочные кабели „МК 044S“ и „МК 046S" в придачу) п
предложил сравнить с моим „Alio Modo".
Включали поэтапно. Сначала слушали „Alio Modo“. За-
тем „PC0050S“. Сперва, впрочем, сменили кабели —
из-
менения были очевидны: звук стал насыщенней и чище.
Потом подключили „PC0050S“.
..
Мы ставили пластинку за пластинкой: Марию Каллас
сменил хор Минина, исполнявший рахманиновскую „Ли-
тургию“, за „Фантастической
симфонией“ Берлиоза
(Г. Рождественский) последовал концерт для виолончели
с оркестром Дворжака (Мюнш и Пятигорский), за „Шахе-
разадой" Римского-Корсакова (Райнер) - „Метель" Сви-
ридова (Федосеев).
.. Симфоническую музыку сменил
джаз. Затем
еще раз классика.
..
Мой „Alio Modo“ звучал замечательно. Он, если срав-
нить с живописью, давал акварельный звук.
„PC0050S" звучал с графической тонкостью и ясностью,
передавая скрытые доселе оттенки н движения души, раз-
двигал комнату до размеров Большого зала консервато-
рии и дарил „чудные открытия“.
..
Скажу только о двух из них.
Запись „The Awakening“ группы „The Ahmad Jamal Trio“
(1970 г., „Impulse!“) звучала на „Alio Modo“ глухо, голос
рояля Джамала был невыразительным, словно инстру-
мент задвинули в угол. В свое время я отложил пластинку
с диагнозом „неудачная запись“. Но, поскольку она попа-
лась под руку, показал гостю — на „Alio Modo“. Кабели
„МК 0445“ и „МК 046S" звук улучшили, но эмоций это
улучшение не вызвало - ни у меня, ни у гостя. Не звучал
рояль.
..
А у меня в тот момент, надо сказать, на видном месте
лежал журнал „АудноМагазин“ №
2 ( 19) 98 - тот. в кото-
ром „Диалоги с Квортрупом“.
И вот на третьем часе нашего знакомства с „крошкой“
„PC0050S" мой гость вдруг подскочил: „Квортруп!“—
„Что Квортруп?“— „Читай:
«...лучшей будет та аудиоси-
стема. которая лучше всего справится с самыми плохими
записями».
Где твой Джамал?“
Нашли Джамала. После первых же тактов мой гость
встал и торжественно заявил: „Поздравляю с прекрасной
записью!" Рояль Джамала звучал! П звук был ясным, и
игра вдохновенной.
..
Но гораздо большее потрясение (уже ушел гость) я ис-
пытал. поставив на проигрыватель каприсы Паганини в
исполнении Сергея Стадлера (запись 1983 г., „Мелодия“,
звукорежиссер М. Кожухова). Во Вселенной (не в комна-
те!) зазвучал неведомый мне инструмент, который обру-
шил на меня десятки, нет. сотни разных звуков, возбудив
столько же чувств. Казалось, играет не скрипка — играет
особый орган с выточенным н пронзительным звучанием,
столько там было разных оттенков и штрихов.
Потрясение не проходило долго. Потом вдруг пронзила
какая-то неясная догадка. Взглянув на конверт, я прочел:
АупиоМ агазин 5/1998
предыдущая страница 126 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 128 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст