1 2 4
п о ч т а
А у д и о ф и л и я :
э м о ц и о н а л ь н а я
г л у х о т а
+
э р у д и ц и я ?
Эти заметки были начаты по прочтении статьи Миха-
ила Кучеренко в ноябрьском (1997 г.) номере „Class А"
(хотя задуманы были раньше, во время моих хождении за
„чистым звуком“). Честное признание г-на Кучеренко в
том, что усилиями „изготовителей“ тестов покупатель
„садится между двух стульев: доверяет абстрактной.
.. ин-
формации из журнала.
.. и не получает честной информа-
ции от (допустим) чистосердечного продавца“, стало
толчком, усадившим за письменный стол.
..
Признаюсь: в „железе“ я, как и подавляющее большин-
ство читателей и покупателей, дилетант. Но так уж сло-
жилась жизнь: музыка — в свое время - стала отдушиной,
бегством от удушья так называемого „застоя“. Шостако-
вич не только погружал в другой мир, но становился сво-
его рода
обезболивающим средством.
Нина Симон была
пиром души.
Пако де Лусия давал почувствовать
свободу.
Зависть и тоска томили душу, но это были
сладостные
за-
висть и тоска. Приходили друзья. Слушали. Уходили, пе-
реполненные теми же
чувствами.
Техника соответствова-
ла тому времени и карману: стереорадиола „Симфония“,
проигрыватель „Вега“ с ГЗМ-007. Пластинки.
..
Одно время волею событий я был оторван от записан-
ной музыки. Волею уже других событий вновь вернулся к
записям. Стал искать подходящий источник. Обнаружил
засилье „Sony“ и быстрое распространение CD. Что уди-
вило больше всего, так это одновременное появление мо-
лодых продавцов-коисультантов, монологи которых от-
личались напористой уверенностью и большим количест-
вом информации. Смущало одно —
звук.
..
Позже я обнаружил, что болезнь, названная „аудиофи-
лией“,— реальность.
Очевидно, что большинство покупателей обращаются к
консультациям. По многим причинам: нет знаний и опы-
та, нет времени бегать по магазинам п сравнивать и т. и.
На человека сваливается водопад из названий фирм, яр-
кой рекламы, квазипрофессиональных тестов - пытаясь
выбрать, он очень быстро начинает задыхаться от обилия
информации; но однажды, вдруг, человек
доверяется
продавцу и покупает „самое лучшее“. К тому же ему вну-
шают: „исходя из ценовой категории“. От этого он еще
больше счастлив: толково потратил деньги! И уносит,
счастливый, покупку домой. И
там, наверное, наслажда-
ется музыкой.
..
Наслаждается?
И здесь, на мой взгляд, главная проблема, которую ста-
рательно обходят аудиофилы-профессионалы. Публика —
это всегда нечто очень разнокалиберное, „неспетое“. В
случайной массе всегда есть люди с музыкальным слухом
и тонким вкусом, есть полные противоположности, есть и
что-то среднее между первыми и вторыми. Соответствен-
ны и эстетические потребности людей. Тонкие ручейки
из этой толпы направляются в залы консерваторий по-
треблять нечто высокое, требующее большой духовной
работы. Ручьи пошире текут в концертные залы за не та-
ким высоким. А кто-то довольствуется, скажем, „партий-
ной зоной“.
..
Проблема, видимо, в том, что для немузыкального слу-
ха прекраснейшая музыка не имеет того смысла, в кото-
ром обладатель музыкального уха может утвердить одну
из духовных сил своего существа. Иммануил Кант в „Ан-
тропологии с прагматической точки зрения" заметил:
„Отсутствие музыкального слуха, в то время как чисто
физический слух не поврежден, когда ухо воспринима-
ет только звуки, а не тона.
.. это труднообъяснимое урод-
ство.
..“
Кант, скорее всего, прав. Каждому свое! 11о
и каждый
по-своему
счастлив.
Один — слушая Джесси Норман.
Другой
Шуфутинекого.
.. И если это проблема, то она
имеет прямое отношение к так называемой аудиофилин.
Тех, кто слушает Джесси Норман, трудно обмануть. Но
именно они
в этом безбрежном море аппаратуры
об-
речены на долгий и мучительный поиск. Те, кто слушает
Шуфути некого, идут в объятия обмана сами.
..
В рядах же аудиофплов-фанатов и аудиофнлов-про-
фесеионалов, подозреваю, немало тех, кто хорошо слы-
шит только
звук.
Но равнодушен
к музыке.
Мой личный опыт говорит о том, что в подавляющем
большинстве случаев так оно и есть: экспертами (совет-
чиками) часто выступают люди, у которых сочетаются
эмоциональная глухота и высокая профессиональная
эрудиция. Гремучая смесь!.
.
Звук для этих людей стал своего рода „игрой в бисер".
Даже не сам звук, а его „проблема“. Более того, не встречая
оппонентов, аудиофилы-профессионалы, похоже, начина-
ют страдать „манней-грандиозо“. Иначе как расценить, на-
пример, такое откровение: „Это счастливое сочетание люб-
ви к эфемерно-возвышенному и осязаемо-механическому
делает их людьми более гармоничными, чем остальная
часть человечества.
.. Каждый настоящий аудиофил
не-
много философ, поскольку в той или иной мере познал
единство противоположностей формы и содержания, сути
и воплощения“?
С одной стороны, игры увлеченных — проблемы самих
увлеченных.
Но, поскольку аудиофилы-профессионалы, как прави-
ло, заняты в соответствующем бизнесе, то - воленс-но-
ленс — они начинают заниматься профанацией и надува-
тельством неискушенного покупателя. Многие, похоже,
делают это искрение, поскольку, повторяю, слышат толь-
ко
звук.
Не случайно на моем пути встречались и такие,
кто аргументировал |свою точку зрения | только данными
приборов. Эрудиция полностью заменила эмоции.
..
...Однажды и я стал жертвой обаяния продавца и рекла-
мы специализированных журналов, настойчиво совето-
вавших купить „МагаШг“. Купил „Мании/ СО-63 Мк 11“.
Через месяц принес назад: обнаружился заводской де-
фект — не работал выход на головные телефоны. Сладко-
голосый продавец - после короткой полемики с упоми-
нанием соответствующих статей нового закона о защите
прав потребителя,
нехотя меняя аппарат, бросил: „На-
шли что покупать!.
. «Вепоп ЭСО-1015» —
вот это вещь!“.
Еще через год узнал, что гот „сладкоголосый“ поменял
„ориентир" накануне: в салон приходили аудиофилы и
продемонстрировали „1015-й“, правда не сообщив при
этом, что аппарат подвергся специальной настройке.
..
Впрочем, „МагагНх“ стал единственной покупкой. По-
АудиоМагазин 5/1998
предыдущая страница 125 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 127 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст