с п р а в о ч н и к
117
нестабильное
питание
Рис. 4. Простейший линейный
стабилизатор напряжения. В качестве
генератора тока может использоваться
резистор, в качестве источника опорного
напряжения - стабилитрон. Коэффициент
усиления регулирующего элемента по току
должен быть большим
По-моему, одна из причин отсутст-
вия массового применения ЛСН в уси-
лителях кроется в том, что серийный
производитель морально не готов к су-
щественной смене идеологии „усили-
телестроения", и решающим фактором
является то, что неясно, готов ли поку-
патель платить за ЛСН дополнитель-
ные деньга.
Луша.
11у и что? Складно, конечно,
излагаешь, слов нет.
.. После наших бе-
сед
хоть экзамен сдавай профессору.
А что же делать читателю, который к то-
му же еще и слушатель?
К. К.
По порядку. Во-первых, мощно-
му усилителю делать отдельный под-
вод тока толстым проводом. Очень
мощному - прямо от распределитель-
ного щитка.
Во-вторых, никаких фильтров. Даже
самых лучших. Фильтры нужны мало-
мощной аппаратуре, а не усилителю
низкой частоты.
В-третьих, если руки чешутся что-то
„улучшить“ - можно реализовать схему,
показанную на рис. I. либо попробовать
установить ЛСН
места под крышкой
усилителя всегда хватит. Но и то и дру-
гое непросто. Имей наш журнал раздел
„Умелые руки“, я бы подсказал, как это
сделать.
Луша.
Умелые руки не чешутся.
..
К. К.
Не так давно замечательный
специалист В. М. Зуев отвечал на пись-
мо одного из наших читателей но поводу
использования импульсных вторичных
источников электропитания в мощных
УІ14. Автор письма, на чьем счету, по-ви-
димому, имеются удачные попытки со-
здания импульсных источников, высту-
паем
' в качестве их активного пропаган-
диста. І Іонробую поддержать В. М. Зуева
в его ответе, тем более что на первый
взгляд может показаться, что прав чита-
тель: действительно, почему импульс-
ные (ключевые) СЭП, уверенно завое-
вавшис ЭВМ, телевизоры, массу другой
аппаратуры, практически не использу-
ются в „звуковых“ усилителях?
Для тога чтобы ответить на постав-
ленный вопрос, рассмотрим простей-
шую структурно-функциональную схе-
му ключевого источника, рис. 5. Он
использует выпрямитель и фильтр сете-
вого напряжения (/); управляемый ин-
вертор („переворачнватель“) (
2
). преоб-
разующий
постоянное
напряжение
+300 В в высокочастотное (десятки ки-
логерц) импульсное переменное двупо-
лярное с возможностью регулировки
ширины импульса; высокочастотный
трансформатор (?); вторичный выпря-
митель
(4),
формирующий мощную
однополярную импульсную последова-
тельность с широтно-импульсной моду-
ляцией. Постоянная (медленно меняю-
щаяся) составляющая импульсной по-
еледователыюстп, выделяемая филь-
тром нижних частот ФНЧ (5). будет
зависеть от относительной ширины им-
пульса.
Таким образом, рассмотренное уст-
ройство выполняет функции гальвани-
ческой развязки, трансформации, вы-
прямления и регулирования, в том чис-
ле стабилизации выходного напряже-
ния. Возможности таких источников
практически безграничны, что обеспе-
чивает им широчайшее применение.
Однако кратко расскажу, почему мы не
видим их в усилителях низкой частоты.
Первое.
УНЧ потребляет ток, спектр
которого очень широк. Наличие на пути
этого тока ФНЧ (5) и присутствие цепи
ООС ставит весьма сложные техниче-
ские проблемы, решить которые с га-
рантией можно лишь при наличии
большой (сравнимой с С* в обычных
У! 14) емкости фильтра (5). Это дорого,
так как одна большая и недешевая ем-
кость
С„
уже используется.
Второе.
Стоимость мощных ключе-
вых источников, обладающих высокой
надежностью,— около
1
доллара за ватт
пиковой мощности в крупносерийном
производстве. В нашем случае, когда
есть ряд дополнительных требований.
она может быть и больше. Выходит, что
стоимость УНЧ может удвоит ься, если
установить туда импульсный источник.
Третье.
Если мы называем пробле-
мой наличие помехи от переключения
ключей микросхемы-вычислителя про-
игрывателя компакт-дисков, то колос-
сальная импульсная помеха, создавае-
мая импульсным источником, порож-
дает суиерпроблсму. Думать, что повы-
шение частоты коммутации разрешит
ее, „разнеся“ спектр сигнала и спектр
помехи на оси частот (как считает автор
письма), значит предаваться иллюзи-
ям. Наличие элементарных знаний в
области нелинейных преобразований
помехи подскажет, что просто эта зада-
ча не решается. Я уверен в том, что она
разрешима, и знаю, как это сделать. Но
в
1
доллар за ватт при этом я нс уло-
жусь.
Наличие
помехи от импульсного
источника, даже от неплохо экраниро-
ванного, воздействует на звуковые об-
разы весьма и весьма разрушающе.
В стабилизированных импульсных
источниках плотно стоящий „лес“ со-
ставляющих спектра помехи с шагом
100
Гц путем многократных детектиро-
ваний. модуляций и других нелиней-
ных
преобразований
на
элементах
тракта становится неотъемлемым уча-
стником событий, в том числе и музы-
кальных. „Ушастые" аудиофилы при
этом жалуются на „транзисторный“
призвук в ламповых УНЧ, „цифровой"
призвук в аналоговых устройствах, ут-
рату „воздуха“, „уплощение" стереона-
порамы, потерю прелести натурального
звучания.
..
Луша.
...слабость в членах и томле-
ние духа. В общем, все ясно. Питаете
импульсным источником передатчики
„Радио Модерн"
н питайте, а усилите-
ли низких частот - ни-ни. Разве что ав-
томобильные, где сам сидишь внутри
колонки.
..
К. К. 1
1о это уже тема для другого раз-
говора.
Окончание следует
Рис. 5. Простейшая структура СЭП с импульсным (ключевым) преобразованием
А у п и о М а г а з и н 5 / 1 9 9 8
предыдущая страница 118 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн следующая страница 120 АудиоМагазин 1998 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст