м узы ка i
147
Вокальный ансамбль „Pro Cantione Antiqua London“ и инструменталисты из
„The London Comett & Sackbut Ensemble“
В последующее десятилетие извест-
ная настороженность и скептицизм по
отношению к „новому" исполнитель-
скому стилю (который фактически
был
предопределен
еще
работами
Альберта Швейцера в начале XX сто-
летия) начинают уступать место серь-
езному интересу. Есть основания по-
лагать. что уже в начале 1970-х годов
грампластинки с записями старинной
музыки в исполнении на оригиналь-
ных инструментах находят своих по-
стоянных слушателей и ценителей на
Западе. Хотя, конечно, в количествен-
ном отношении эти аутентичные за-
писи еще сильно уступали традицион-
ным, которые в ту пору продолжа-
ли выпускаться представителями не-
аутентичного направления (как, соб-
ственно, продолжают оставаться в ка-
талогах многих фирм грамзаписи и по
сей день). Скажем, в начале 1970-х не-
мецкий дирижер Хельмут Риллинг за-
тевает серию записей всех духовных
кантат Баха, категорически отвергая
„новый“ путь их исполнения.
Но важно то, что новое десятилетие
знаменуется значительным расшире-
нием фирмой „Telefunken“ (уже под
названием „Telclec“) и другими репер-
туара записей в аутентичном стиле,
хотя на первом месте по-прежнему
оставались произведения И.-С. Баха.
Выпускаются „Страсти по Матфею",
„Рождественская оратория", начинает
осуществляться грандиозный проект
записи всех сохранившихся до наше-
го времени духовных кантат Баха —
и
все это впервые в аутентичной мане-
ре. В течение 20 лет под управлением
Г. Леонхардта и Н. Арнонкура запи-
сывается около 200 кантат, составив-
ших 45 томов, по 2 грампластин-
ки в каждом (последний том вышел
в 1989 г.). Несколько последних ком-
плектов были выпущены параллель-
но в двух форматах - в виде грампла-
стинок и компакт-дисков, причем из-
дание на компакт-дисках явно проиг-
рывало: в коробки с грампластинками
вкладывались партитуры исполняе-
мых кантат! С самого начала у одних
критиков, скажем, у Николаса Андер-
сона (английский журнал „Gramo-
phone"), эти записи
вызывали не
только одобрение, но часто и восторг,
тогда как многие продолжали „вор-
чать". Среди небаховских произведе-
ний, вошедших в каталог фирмы „Те1-
dec" в то время, можно назвать записи
сочинений А. Вивальди, К. Монтевер-
ди, Ж.-Ф. Рамо, Ф. Генделя, Г. Телема-
на —
опять-таки все первые аутентич-
ные версии. Так нетронутое „поле“
старинной музыки начинает активно
осваиваться аутентистами.
Очень важно, что, наряду с появле-
нием первых аутентичных записей до-
вольно популярных произведений из-
вестных композиторов, в сферу грам-
записи начинает вовлекаться все более
широкий круг старой и очень старой
музыки, особенно предбаховского пе-
риода, чего не было во времена „тради-
ционного" исполнения. Важно также и
то, что благодаря большому количе-
ству проектов —
а стало быть очень ак-
тивной деятельности (в том числе и на
фирмах звукозаписи) „Leonhardt-Con-
sort“ и „Concentus Musicus Wien“—
для
работы над этими записями привлека-
лось все большее количество молодых
музыкантов. Вообще эти два первых
аутентичных инструментальных кол-
лектива стали своеобразной школой
для огромного числа молодых испол-
нителей из разных стран. Поиграв ка-
кое-то время в составе „Leonhardt-
Consort“ и „Concentus Musicus Wien“,
они впоследствии становились члена-
ми новых коллективов, а зачастую ос-
новывали и свои собственные ансамб-
ли, которые также начинали вести
очень активную деятельность, как
концертную, так и в студиях грамза-
писи (из таких коллективов можно
назвать „London Baroque", „Quartuor
Mosaïque“ и другие). Впрочем, в отли-
чие от „Concentus Musicus Wien“, ос-
новной состав которого с самого нача-
ла и чуть ли не до наших дней остает-
ся неизменным, „Leonhardt-Consort“
(вполне оправдывая смысл англий-
ского слова „consort“) всегда был до-
статочно свободным, неформальным
содружеством музыкантов, объеди-
нявшихся вокруг своего руководителя
для выполнения того или иного музы-
кального проекта.
В конце 1960-х —
начале 70-х годов
появляющиеся имена новых исполни-
телей привлекают к себе внимание и
других фирм грамзаписи. Так, один из
первых аутентичных вокальных кол-
лективов
мужской ансамбль „Pro
Cantione Antiqua London“ записывает-
ся
на фирмах „Teldec“,
„Deutsche
Grammophon“, „Deutsche Harmonia
Mundi“. Английская „Decca“ сотруд-
ничает с талантливым музыкантом
(рано ушедшим из жизни) Дэвидом
Манроу и его коллегами, а также с Эн-
тони Рули и его знаменитым ансамб-
лем „Consort of Musicke“ (в состав
которого входит лучшая вокалистка
аутентичного направления —
сопрано
Эмма Кёркби). Музыканты записыва-
ют произведения разных эпох —
от
раннего средневековья до барокко.
„Decca“ на одной из своих марок
„L’Oiseau-Lyre“ организовала специ-
альную серию „Florilegium“, в рамках
которой в 1970-х годах были осуще-
ствлены впечатляющие проекты. На-
пример, упомянутый „Consort of Mu-
sicke“ записал и выпустил практиче-
ски всю дошедшую до нас музыку за-
мечательного английского компози-
тора Джона Дауленда (более 20 пла-
стинок). a „Academy of Ancient Music“
(Лондон) —
один из первых аутентич-
ных оркестров иод управлением Кри-
стофера Хогвуда и Яапа Шрёдера —
выпустил 7 томов (23 диска) со всеми
симфониями Моцарта.
Фирма „Deutsche Harmonia Mun-
di“ по своей инициативе в 1972 году
создает аутентичный оркестр „La
Petite Bande“, во главе которого ста-
новятся Густав Леонхардт и его мо-
лодой друг —
ныне известный мно-
гим скрипач и дирижер Сигизвальд
Кёйкен. Именно в это время образу-
ется некое неформальное содруже-
ство музыкантов-аутентистов, в ко-
тором представлены практически все
АупиоМагазин 4/1998
предыдущая страница 148 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 150 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст