музыка 14S
Справа: Николаус Арнонкур (виола да гамба) и Густав Леонхардт (орган),
исполняющие партию basso continue во время записи одного из номеров
„Страстей по Иоанну“
И,-С. Баха в венском дворце Шварценберг
пяти человек, исполнявший клавир-
ный концерт Баха, звучал, как хоро-
ший симфонический оркестр!
Понадобилось почти десять лет
кропотливой исследовательской и
пропагандистской работы, а также
упорной концертной деятельности
двух пионеров аутентичного направ-
ления —
голландского клавесиниста
и органиста Густава Леонхардта и ав-
стрийского виолончелиста и испол-
нителя на виоле да гамба Николауса
Арнонкура,- чтобы фирма „Telefun-
ken“ решилась осуществить (и лишь
через несколько
лет рискнула вы-
пустить на грам-
пластинках!
первые
записи
Бранденбургских
и всех клавесин-
ных
концертов
И.-С. Баха в ис-
полнении
двух
первых аутентич-
ных ансамблей —
венского „Сопсеп-
cus Musicus“ и амстердамского „Leon-
hardt-Consort“. Именно тогда на облож-
ках пластинок впервые появились над-
писи „Аутентичное исполнение“, „На
инструментах эпохи“ и подобные, то
есть открыто заявлялась альтернатив-
ность этих записей так называемым
„традиционным" исполнениям.
Начальный этап, первое десятиле-
тие грамзаписи аутентичного направ-
ления (то есть 1960-е годы), связан в
основном с очень активной работой
Густава Леонхардта, Николауса Ар-
нонкура и близких им музыкантов —
флейтиста Франса Брюггена, скрипа-
ча Яапа Шрёдера, виолончелистов
Аннера Бильсмы и Виланда Кёйкена
и других на студии фирмы „Tele-
funken“. Хотя и некоторые другие
фирмы —
например „Deutsche Har-
monia Mundi“—
также предоставляли
им возможность записываться (в ос-
новном, Г. Леонхардту, сольные проек-
ты которого не вызывали у публики
чрезмерного недоверия, поскольку,
как уже говорилось, клавесин и орган
автоматически „гарантировали“ право
на аутентичность). Невзирая на суще-
ствовавшее недоверие к аутентичной
манере исполнения и даже неприятие
пути,
избранно-
го музыкантами,
они продолжали
работать над но-
выми записями, в
основном, выдаю-
щихся произведе-
Официалъная
фотография вен-
ского „СопсеШт
Мшкив"; слева
(сидит) его руководитель — виолон-
челист Николаус Арнонкур, в центре
Алиса Арнонкур (первая скрипка)
ний И.-С. Баха. Так, уже в 1966-67 го-
дах Н. Арнонкур и Г. Леонхардт запи-
сывают „Страсти по Иоанну“ и Мессу
си-минор. Талант в сочетании с энту-
зиазмом, настойчивостью, непрерыв-
ным поиском, в том числе и научным, с
решительным отказом от сформиро-
вавшихся под влиянием позднейших
музыкальных стилей стереотипов ис-
полнения музыки великого Баха (и
воспринимавшихся многими музы-
кантами и слушателями „естествен-
ными“ и единственно „правильными“)
все это вместе принесло названным
записям заслуженный успех и призна-
ние, правда поначалу лишь у немно-
гих знатоков и определенного круга
специалистов. И хоть „сопротивле-
ние“ еще не было сломлено, аутенти-
сты получили самые престижные при-
зы: Grand Prix Du Disque, Deutsche
Schallplattenpreis, Edisonpreis.
.. Но од-
новременно в достаточно авторитет-
ных журналах, рецензирующих грам-
записи, оценки, данные их работам, не
превышали „единиц“ и „двоек", крити-
ка оставалась тотально яростной и
уничтожающей. Пионерам аутентич-
ного направления приходилось на
страницах печатных органов и букле-
тов к дискам вступать в прямую по-
лемику с противниками самой идеи
аутентичного движения, разъяснять
его смысл (особенно в этой борьбе
преуспел Н. Арнонкур).
Резонанс „баховской сенсации" при-
открывал двери для записи музыки
других эпох и стран. В те же 60-е годы
Г. Леонхардт записывает несколько
пластинок с музыкой английских ком-
позиторов XVI-XVII веков —
В. Бёр-
да, Т. Морли, Д. Гиббонса, Г. Пёрселла
и других (выступая иногда, что мало
кому известно, в качестве исполнителя
на виоле да гамба). Уже с конца 1960-е
годов вокруг Леонхардта и Арнонкура
начинают объединяться многие моло-
дые музыканты, пытающиеся найти
себя в этом новом направлении, рас-
ширяется круг их единомышленников,
появляются ученики и последователи,
быстро зарекомендовавшие себя как
очень интересные, способные к само-
стоятельной работе музыканты. (Хотя,
конечно, не только Леонхардт и Ар-
нонкур со своими друзьями и ученика-
ми представляли все аутентичное дви-
жение. Их путь скорее можно назвать
генеральным направлением.)
АупиоМагазин 4/1998
предыдущая страница 146 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 148 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст