м узыка 143
Евгений ДОБРУШКИИ
А У Т Е Н Т И Ч Н О Е
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
И
ГРАМЗАПИСЬ
(Краткий очерк „Из и с то р и и “)
ремя летит быстро, и сегодня
!
уже оппозиция „аутентич-
I
мое“—
„традиционное“ по от-
ношению к исполнению ста-
ринной музыки для многих людей,
особенно молодых, представляется
странным анахронизмом.
Неужели
Герберт фон Караян сделал „традици-
онную“, или, как еще иногда говорят,
„нормальную“, запись „Времен года“
А. Вивальди, а Яап Шрёдер —
„архив-
ную“, интересную лишь „с историче-
ской точки зрения“? Можно ли все-
рьез воспринимать утверждение, что
запись „Хорошо темперированного
клавира“ И.-С. Баха в исполнении Гу-
става Леонхардта менее профессио-
нальна, чем, скажем. Святослава Рих-
тера?
Как ни относиться к звукозаписи,
почти все ее заслуги перед музыкаль-
ной культурой XX века очевидны.
Одна из менее известных —
поддерж-
ка на начальном этапе, а затем и ши-
рокое распространение так называе-
мого аутентичного исполнительства.
Именно грамзапись в свое время по-
могла преодолеть аутентичному сти-
лю одно из существенных затрудне-
ний —
недостаточное
количество
подходящих (сравнительно неболь-
ших и с хорошей акустикой) залов, в
которых было бы естественным ис-
полнять и воспринимать старинную
музыку на инструментах эпохи, слу-
шать звучание совсем небольших ан-
самблей. Следовательно, преодолева-
лась известная „элитарность“ этого
музыкального движения (неизбеж-
ная тогда, когда на концертах могли
присутствовать всего несколько де-
сятков человек), безусловно, затруд-
нявшая на первых норах адекватную
оценку нового направления, прида-
вавшая ему оттенок своеобразного
„андеграунда“.
Конечно, задолго до появления от-
крыто провозглашенного аутентично-
го движения выпускались пластинки
с записью старинной музыки, испол-
няемой на музыкальных инструмен-
тах, с древнейших времен сохраняв-
ших свои позиции безусловно аутен-
тичных. Скажем, орган не мог быть вы-
теснен никаким другим инструментом
при исполнении сочинений, написан-
ных специально для него, равно как и
клавесин (хотя, конечно, их специфи-
ческий репертуар еще в XIX веке был
адаптирован для фортепьяно). Само
по себе звучание этих инструмен-
тов создавало у слушателей иллюзию
аутентичности. Кроме того, в середи-
Ансамбль “Quadro Amsterdam”
, 1965
год: Франс Брюгген (флейта), Яап
Шрёдер (скрипка), Густав Леонхардт
(клавесин), Аннер Билъсма (виолон-
чель)
не нашего века начали появляться от-
дельные записи пионеров-аутенти-
стов, связанные, в первую очередь, с
практически никогда не прерывавши-
мися (скажем, в Англии) традициями
исполнения высоких вокальных пар-
тий в старинной музыке мужчинами-
фальцетистами (контртенорами). Так,
знаменитый английский контртенор
Альфред Деллер. чью роль в возрож-
дении исполнительской практики ста-
ринной музыки трудно переоценить,
уже с конца 1940-х годов со своим
„Deller Consort" выпускает на пла-
стинках фирмы „Vanguard“ старин-
ную английскую музыку. Вскоре, в
первой половине 1950-х, когда замеча-
тельный кантор церкви Св. Фомы в
Лейпциге Гюнтер Рамин записывал
целую серию „живых“ исполнений
кантат И.-С. Баха (не концертных,
а в составе воскресных церковных
служб) довольно большим хором и ор-
кестром, „Vanguard“ издала грампла-
стинку с двумя кантатами этого ком-
позитора в совершенно ином, новом
для того времени стиле. Для записи их
исполнили Альфред Деллер и совсем
маленький коллектив инструментали-
стов под управлением голландского
музыканта Густава Леонхардта. Игра-
ли в этом ансамбле основные участни-
ки будущего аутентичного движения:
скрипачи Мария Леонхардт и Алиса
Арнонкур, виолончелист Николаус
Арнонкур, конечно, сам Густав Леон-
хардт и другие1
.
Однако индустрия грамзаписи дале-
ко не сразу решилась по-настоящему
поддержать движение, которое многие
музыковеды и критики окрестили как
неестественное, „историческое“, „ар-
хивное“, „музейное“ (последние три
слова употреблялись, надо понимать, в
бранном смысле). Еще бы! „Так на
скрипке не играют!“, „Так не поют!“,
„Они просто непрофессионалы!“—
эти
и подобные восклицания слышались
от специалистов по старинной музыке
(которых совсем не шокировало и да-
же не удивляло исполнение сочине-
нии, например, Франческо Кавалли
или Генри Пёрселла силами вагнеров-
ского оркестра, а вокальных шедевров
Палестрины —
„краснознаменными“
хорами). Да и не было еще традиции
записи старинных инструментов и
совсем небольших ансамблей, состоя-
щих из инструментов с жильными, а
не металлическими струнами. Работая
над первыми студийными пробами
аутентистов, звукорежиссеры (види-
мо, по инерции) добавляли прекрас-
ным прозрачным аутентичным ансамб-
лям плотность звучания, и состав из
1
Только что появилась информация о том, что эта за-
пись двух церковных кантат BWV 54 и 170 снова —
почти через полвека! —
выпущена той же фирмой
Vanguard, но теперь уже, естественно, в виде ком-
пакт-диска.
АупиоМагазии 4/1998
предыдущая страница 144 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 146 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст