136
м у з ы к а
замечание Дебюсси о том, что следует
больше внимания уделять форме.
Эрик Сати был лидером и спонсо-
ром знаменитой „Французской Ше-
стерки“— из тех, кто в нее входил, сле-
дует назвать в первую очередь Дариу-
са Мийо. Франсиса Пуленка и Жоржа
Орика.
Как бы ни относиться к Эрику Сати
— как к гению или как к ловкому шут-
нику — безусловно, каждое его произ-
ведение безошибочно узнаваемо по
простоте и оригинальности стиля. Его
современники, несмотря на неодно-
значное отношение к его творчеству,
все же признавали, что Сати является
профессиональным композитором п
пианистом в самом высоком смысле
этого слова.
Слушая музыку Сати сегодня, не
перестаешь ловить себя на мысли, что
эти произведения написаны как будто
вчера —
настолько точно в них просле-
живаются основные пути развития
музыки и музыкальной ориентации
публики в течение XX века. Здесь н
характерный для академической му-
зыки минимализм, и привычные для
джаза гармонические ходы, и лако-
ничные и эффектные мелодии, свой-
ственные поп-музыке.
11
еудивитель-
но, 410 такая музыка идеально вписы-
вается в исполнительскую манеру
Жака Люсье и его трио — простую,
внимательную к мелодике, близкую к
европейской классической традиции.
В результате мы имеем абсолютно
цельную работу, в которой даже са-
мый придирчивый слушатель не най-
дет определенного противоречия меж-
ду формой и содержанием. Противо-
речие это, кстати сказать, меня лично
никогда не раздражало ни в записях
„Jacques Loussier Plays Bach“, ни в
прошлогодней работе „Jacques Lous-
sier Trio. Vivaldi. The Four Seasons“.
На пластинке трио Жака Люсье
( Беню Дюпо де Секонзак - бас, Андре
Арпиио —
ударные) исполняет самые
известные произведения Сати — „Гим-
нопедии“ и „Гноссиенны". Остается
только надеяться, что эта пластинка
подтолкнет слушателя к более тесно-
му знакомству с творчеством Эрика
Сати. И здесь его ждет немало трудно-
стей. так как самые лучшие из извест-
ных мне отделов классической музы-
ки зачастую не имеют ни одного (!)
компакт-диска с его записями.
Наиболее полное собрание форте-
пианного наследия композитора было
издано в середине (!) 1960-х годов на
пластинках фирмой „Angel/EMl“ и,
по-моему, нс переиздавалось. Великие
пианисты
практически
поголовно
Эрика Сати игнорировали.
Несколько слов о том, что из запи-
сей сегодня можно купить.
Frank CImer. Salie. Piano Music. Carlton
Vo.xBox CDX 5011.
На удивление хоро-
шее исполнение, хотя и бюджетное из-
дание. Подборка включает все извест-
ные произведения композитора.
Anne Queffelec, piano. Catherine Col-
lard, piano.
Satie.
Piano,
4
hands.
Virgin/EMI VC 59296-2.
Очень хоро-
шая подборка произведений Сати для
фортепьяно в четыре руки. Знамени-
тые „Гнмнопедии“ отсутствуют. Не
для первого знакомства.
Gymnopedies Nos. 1 3 (orch. Dehus-
sy). Orpheus CO. DC, Dig. 449 186-2.
Фортепианные „Гнмнопедии“ оркест-
рованы Дебюсси, отчего звучат очень
непривычно. На пластинке также за-
писаны произведения других компо-
зиторов. I la любителя.
Klara Kormendi, piano. Satie. Piano
Works. Naxos Dig. 8.550305.
Исполне-
ние хуже, чем запись. Запись же пред-
ставляет „цифру“ в самом худшем ва-
рианте.
Daniel Varsano, piano. Phillippe Enter-
mont, piano. Erik Satie. Piano Works.
Sony SBK 48283.
Очень хорошая пла-
стинка, да и звучит неплохо.
Mari Tsuda. piano. Satie. JVC Classic
6506-2.
Исполнив Сати так. как „вели-
кие“ пианисты исполняют Бетховена,
пианистке Мари Тзуде удалось не толь-
ко предложить самую отвратительную
интерпретацию его произведений, но и
оспорить даже сам подход Сати к свое-
му творчеству и своей музыке.
Есть еще несколько пластинок, име-
ющихся в обороте, но они, к сожале-
нию, остались вне моего внимания.
Д. Лилеев
РОК/ПОП
Massive Attack
„Mezzanine“
Virgin (C irc a ) W BRCDX4 724 3 8 4 5 6 0 3 2 4
11 композиции
63:4 t
Любители музыки делятся на
аудио-
филов, коллекционирующих аппара-
туру, и меломанов, собирающих диски
любимых музыкантов. Меломаны же
в свою очередь подразделяются на лю-
бителей новых мелодий и поклонни-
ков свежих звуковых образов. Но так
как в конце XX века сочинить новую
мелодию все сложнее, более модным
становится изобретение звуков (хвала
компьютерам).
Новый альбом культовой группы
„Massive Attack“ изобилует массой
звуковых нововведений. Скретч стал
уже не просто царапаньем пластинки,
а вполне оформленным музыкальным
инструментом. Разнообразные синте-
эаторные „шепотки и постукивания“,
как я их называю, создают некую ир-
рациональность звучания. Женский
вокал приобрел окончательную цен-
ность как необходимое н достаточное
условие существования бристольско-
го саунда. Но, черт возьми, где же все-
таки новые мелодии, необходимые са-
мому требовательному меломану?
Некоторые композиции своей при-
митивностью напоминают просто рас-
певки со школьных уроков пения. Во-
лей-неволей сразу вспоминается дру-
гая группа, исповедующая трип-хоп.
„Portishead“— это не просто англий-
ский городок. Эго целый мир. Мир
нежных мелодий. Новых или всеми за-
бытых старых. И первый и второй аль-
бомы группы „Portishead“ не оставят
равнодушным и придирчивого посети-
теля клуба коллекционеров на улице
Римского-Корсакова (СПб), н ерши-
стого тинейджера из модного ночного
клуба. Но не будем сравнивать эти два
коллектива. Все-таки „Massive Attack“
своим первым альбомом „Blue Lines“
(1991) положила начало существова-
нию ныне очень популярного стиля в
музыке. Спасибо ей за это. И особенно
спасибо за то, что на запись своего но-
вого альбома музыканты пригласили
Элизабет Фрейзер из „Двойняшек
Кокто*. Тембр ее голоса способен скра-
сить любые недостатки альбома. Жал-
ко, что она участвует не во всех песнях.
Правда, тогда это был бы, наверное, но-
вый альбом группы „Cocteau Twins".
Не хватает только Робина Гатри. А по-
чему бы и нет? Собрать их всех вместе
и устроить музыкальную вечернику!
ProjeKct Two
„Space Groove“
D iscip lin e G lo b a l M o b ile D G M 9 8 0 1
Л и ск 1 — 3 композиции
38:58
Д и ск 2
1 t композиции
51:36
„А вы, друзья, как ни садитесь, все в
музыканты не годитесь“—
Крылов
А у я и о М а г а з и н 4 / 1 9 9 8
предыдущая страница 137 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 139 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст