Ф о н о т е к а
ДЖАЗ
The Dave Brubeck Quartet
So What’s New?
Telarc C D -8 3 43 4
11 композиции
5
7:31
tnn
THE DAVE
BRUBECK QUARTET
S O W H A T ’S N E W ?
«Наиболее затасканное рекламное
слово —
«новый». Похоже, что можно
продать все что угодно, если крупны-
ми неоновыми буквами написать «но-
вый». По-моему, это слово реакцион-
но.
..“— на эту строчку из интервью
Дэвида Мэнли я наткнулся, переби-
рая старые номера „АМ“. Дэвид не
одинок
о странной любви публики
ко всему „новому" писал еще Мон-
тень в своих „Опытах“, правда, там
речь шла о книгах.
Действительно, перед нами новый
альбом Дэйва Брубека. Дэйв Брубек —
один из величайших джазовых пиани-
стов — начал выступать еще в 40-х го-
дах. В 1953 году он уже оказался на
первом месте в лучшем джазовом
журнале „Down Beat“- как по опро-
су критиков, гак и по мнению читате-
лей. Он первым стал использовать в
джазе сложные размеры (запись ав-
торского исполнения пьесы „Curtain
Music“ с размером 6/4 относится к
1946 году). В значительной степени
он оказал влияние на становление
стиля „бибоп“, привнес в джаз нема-
ло из классической музыки (хотя в
этом критики справедливо отдают
пальму первенства Билу Эвансу).
Наконец, Дэйв Брубек записал не-
сколько десятков великолепных пла-
стинок, одна из которых — „Time
Out“ (1959) претендует на звание
„Лучшего джазового альбома всех
времен и народов“, во всяком случае
по популярности у слушателей, и с
ней может соперничать в этом разве
что альбом „А Kind Of Blue“ Майлза
Дэвиса. Трижды выступал Брубек с
концертами и в нашей стране, при-
чем в последний свой приезд помимо
джазовой программы он представил
русской публике мессу „То Норе! А
Celebration“.
Зададим себе резонный
вопрос:
имеет ли смысл рассказ о новом аль-
боме, если читатели в большинстве
своем вряд ли знакомы с творчеством
Дэйва Брубека? В мире столько хоро-
шей музыки, однако практически все
журналы в обзорах ориентированы
на новинки, и единственный способ с
этим бороться — писать что-то подоб-
ное тому, что вы сейчас читаете.
Думаю, понятно, что в достаточно
обширной дискографии Брубека этот
альбом —
по крайней мере не первый,
который стоит послушать.
Однако „So What’s New?“ послу-
шать стоит. Н вот почему. Уже оформ-
ление обложки вызывает в памяти
классические альбомы Брубека, выхо-
дившие на „Columbia". Слуховые впе-
чатления подтверждают зрительные -
концептуально альбом задуман как
ностальгия но „Квартету Дэйва Бру-
бека“, когда он был на пике популяр-
ности (1950-е годы), когда в нем игра-
ли Пол Десмонд, Джо Морелло и Юд-
жин Райт, как попытка воссоздать
звук тех лет. Этим альбом сильно от-
личается от позднейших работ Брубе-
ка — хотя бы потому, что ни в одной из
его последних записей такой задачи не
ставилось.
Из
„золотого“
состава
квартета
остался только сам Брубек, однако му-
зыкантам удалось очень точно пой-
мать „тот“ звук. Разве что в музыке
стало чуть меньше .драйва", но с 1950-х
годов функция „энергетической под-
питки“ передана уже нескольким по-
колениям музыкальных стилей - и
джаз ничуть не проиграл от того, что
приобрел
некоторую
меланхолич-
ность.
Одиннадцать новых композиций
Дэйва Брубека, как указано на облож-
ке, на самом деле не все абсолютно но-
вые. Часть из них имеет давнюю исто-
рию, в некоторых — Брубек как бы ци-
тирует самого себя, но больше поло-
вины - действительно совершенно
новые вещи.
Внимательный слушатель заметит
чуть смягченный удар по клавишам,
особенно па быстрых пассажах — все-
таки Брубеку уже семьдесят семь лет.
В остальном же этот альбом отлича-
ется замечательной целостностью и
мастерством, свободным от амбиций,
но позволяющим слушателю сопри-
коснуться с настоящим джазовым
искусством. Дэйв Брубек по-прежне-
му остается одним из сильнейших
джазовых пианистов, и я искренне
надеюсь, что мы еще услышим его но-
вые работы.
Jacques Loussier Trio
Satie: Gymnopédies.
Gnossiennes
Telarc C D -8 3 43 1
11 композиции
51:32
Признаюсь, что выхода этой пла-
стинки я ждал с особым нетерпением.
Один из самых тонких и интеллекту-
альных джазовых пианистов Жак Лю-
сье. известный, думаю, почти всем чи-
тателям „АМ", решился поработать
с „программными“ произведениями
Эрика Сати
одного из моих люби-
мых композиторов. Прослушивание
этой пластинки породило целый ряд
мыслей, которые никак не умещались
в объем обычной рецензии.
Начнем с Эрика Сати. Место, зани-
маемое им в академической музыке,
столь своеобразно, что многие знатоки
классики о нем либо просто не знают,
либо „и знать не хотят". Распростра-
ненное музыковедческое мнение гла-
сит,
что французский
композитор
Эрик Сати ( 1866-1925) — один из яр-
ких представителей „романтиков“ на-
чата века. Однако в своем творчестве
он всегда оставался на простовато-
шутливом уровне. Он никогда не поз-
волял себе н другим относиться серь-
езно к тому, что он делает. Б своем
творчестве - а это прежде всего фор-
тепианная музыка п несколько вокаль-
ных произведений
он заставлял
статкиваться лбами самые разные сти-
ли и музыкальные пласты: церковные
хоралы, уличные баллады, салопные
танцевальные мелодии. В собственных
произведениях он широко использо-
вал цитаты из популярных в те годы
рэгтаймов, сентиментальные вальсы,
звучавшие в дешевых кафе, мелодии
из кабаре, за что более серьезные кол-
леги часто называли его „тапером",
„музыкантом черни" и гак далее. Сати
же в свою очередь высмеивал их амби-
ции в своей музыке - как например, в
цикле „Trois Morceaux En Forme De
Poire" („Три пьесы в форме груши").
Это произведение для фортепьяно в
четыре руки было написано в ответ на
А у п и о М а г а з и н 4 / 1 9 9 8
предыдущая страница 136 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 138 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст