122
м у з ы к а
И
О льга К О М О К
О каблуках и плюмажах,
лондонских ворах
и итальянских кастратах,
или Паломничество в оперу
XVIII века
„...Боги создают злоключения, дабы
будущим поколениям было о чем
петь.
..“—
заключил Борхес, вовсе не
думая об опере. Точно так же люди те-
атра создавали оперные спектакли, да-
бы благодарные потомки могли слу-
шать их в записи. И в том, и в другом
случае событие, обладавшее полнотой
реальности (будь то некое несчастье
или театральное представление), пред-
стает очищенным п возводится в сте-
пень абстракции: история становится
мифом, а опера, стараниями современ-
ных мастеров исторического исполни-
тельства. приобретает звучание почти
идеальное. Такое, какого создатели
оперы в свое время нс могли не только
воплотить, но даже вообразить.
Слушая столь популярные теперь
записи старинных опер, не так легко
представить себе контекст, в котором
когда-то звучало произведение. Нет-
нет —
восстановлению контекста му-
зыкального, то есть аутентичности ин-
струментов, вокальных тембров и ис-
полнительского стиля придается сего-
дня огромное значение, и на этом пути
многие современные оперные записи
приближаются к границе возможного.
Но старинная опера —
это не только
музыка и не только шоу. Это еще и
светский ритуал, и особый этикет об-
щения двух равноправных миров, раз-
деленных оркестровой ямой.
Выберем почти наугад —
пусть это
будет начало восемнадцатого столетия,
время расцвета абсолютизма и италь-
янской оперы по всей Европе. М
пусть
это будет Лондон, где царствовала бла-
гословенная королева Анна и где ита-
льянская опера все еще была пикант-
ным и модным новшеством. Предста-
Teamj) Королевы (Queen's Theatre) в
Хеймаркете. Построен в 1705 г.
. сгорел
в 1789 г. Архитектор Джон Ванбру
Декорация к черной комедии XVIИ ве-
ка „Эфесская матрона
Чарлза Диб-
дина (1769) отражает каноны теат-
ральных декораций начала XVIII века.
'
Создана для английской постановки
1992 года; труппа „Opera Restor'd“
,
дирижер Питер Холман, художник
Робин Ланклатер
вим себе типичных посетителей оперы в
Лондоне —
обычных людей, не очень
■бедных, но и не самых богатых, не слиш-
ком искушенных в изящных искус-
Лвах, но н не невежд. И вот они перед
нами —
семья зажиточного эсквайра,
ведущая приличествующую лондон-
цам праздную жизнь, целью которой,
по крайней мере внешне, являются ве-
черние развлечения.
Лондон XVIII века предлагал мно-
жество разнообразных способов при-
ятно провести вечер —
балы и маска-
рады, вечера с картами, театры, закры-
тые и публичные концерты.
.. А наш
сэр N предпочитал почаще посещать
Театр Королевы (Queen’s Theatre), от-
крывшийся совсем недавно, в 1705 го-
ду, в котором давали оперы, к тому же
не прежние английские „полу-оперы"
(semi-operas) с разговорными сцена-
ми, где всегда можно было услышать
что-нибудь фривольное, а самые что
ни на есть модные итальянские онеры,
пышные и торжественные, с героиче-
скими сюжетами из древней истории
и мифологии (которых наши герои,
конечно, не знали, что им нисколько
не мешало). Вот это были зрелища —
роскошь не только на сцене, но и в
зрительном зале, где собиралась выс-
шая лондонская знать и где изредка
появлялась сама Ее Величество коро-
лева Анна. Правда, поездки в театр
были сопряжены с некоторыми не-
удобствами. Он находился на пустын-
ной и диковатой улице Хеймаркет, да-
леко от центра, и добираться туда при-
ходилось на извозчике, да еще опаса-
ясь грабителей, которые, случалось,
нападали на богатых театралов. Глав-
ное же препятствие заключалось в
очень высокой плате за вход в опер-
ный театр, в два-три раза превышав-
шей цены на драматические спектак-
ли. Как мог бы сказать наш эсквайр,
„оперная лира соглашалась звучать
лишь за повышенную плату“.
И все-таки каждый выезд в оперу
становился для всех домашних празд-
ником. Начинался он еще днем, прав-
да, не для господ, а для слуг, которых
посылали в театр загодя, чтобы занять
А у п и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 123 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 125 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст