м у з ы к а
119
G
iya Kancheli
A
lfred Schnittke
Vom
W
inde beweint
Konzert für V
iola und Orchester
K
im
Kashkashian
Denms Russell Davies
l(t lit llllll
исполнительской щедрости со-
листа. Впрочем. Самуил Фрид-
ман вытаскивает на свет детали
партитуры, давно привыкшие
быть в тени. Несколько портит
картину звукорежиссура —
ма-
ловысокохудожественная, с яв-
ными наворотами и даже с без-
грамотным монтажом (отрезали
пару оркестровых аккордов в на-
чале Первого концер та). Оркест-
ру она придает странную вычур-
ность и выпуклость. Рояль, на-
против, записан несколько сгла-
женно и оплощенно. Такого ба-
ланса смыслов Рахманинов со-
вершенно не имел в виду: бога-
тый рояль у него должен власт-
вовать над ординарным оркест-
ром. Но, преодолевая козни не-
мецкой аппаратуры и русской
звукорежиссуры, Владимир Ми-
щук все же властвует над слушателем.
Giya Kancheli
Vom Winde beweint
Alfred Schnittke
Konzert für Viola und Orchester
Гия Канчели
„Оплаканный ветром“,
литургия для большого
оркестра и альта
Альфред Шнитке
Концерт для альта и оркестра
солистка Ким Кашкашьян
дирижер Д енис Рассел Д эви с
Оркестр Бетховенского зала, Бонн
Оркестр Радио. Саарбрюккен
звук: Петер Лэнгер, Хельмут Давид, М анф ред
Айхер
ЕСМ New Series 1-171 437 199-2
67:00
1992 год
Если кто и стал классиком при (на-
шей) жизни и на наших глазах, так
это Альфред Шнитке ( 1934-1998).
Симфонизм его больших страстей ма-
ло кого оставляет равнодушным, он
превратился в символ страдания, ме-
сто которому за рабочим столом ком-
позитора найдется в любую эпоху. Ве-
ликая малеровская традиция жива в
жестоком Альтовом концерте: „Мир
раскололся, и трещина прошла сквозь
сердце художника“, и мало что изме-
нилось за 100 лет.
Интерпретация Кашкашьян
Рас-
села Дэвиса сильно отличается от ис-
полнения Башмета —
Рождественско-
го (известные грампластинка и диск
„Мелодии“).
Мне больше по душе данная запись.
Не будем говорить о техническом пре-
восходстве студни ЕСМ. Чисто запад-
ный
интеллектуализм
музыкантов
обостряет чувственность инструмен-
тальной
трагедии.
„Грязноватость“
партитуры Шнитке, в кульминациях
как бы живописующая торжество не-
жити. благодаря выверенное™ балан-
са и холодной манере подачи звука
оборачивается
новыми
оттенками
дьяволизма. Даже фальшь альтистки в
русле этих потусторонних исследова-
ний кажется намеренной.
Стиль Гии Канчели можно опреде-
лить как новый сентиментализм. Его
сочинения заставляют думать, будто
автор сперва написал много больше, а
потом оставил в нотах минимум воз-
можных событий, выпалывая их отту-
да одно за другим,—
просто чтобы
„хватило“ на крупную форму („Опла-
канный ветром“ длится 38 минут). Яс-
но, что это не так. Ясно также, что ав-
тор прекрасный психотерапевт. Паци-
енту предъявляются фигуры —
проще
некуда. Они действуют безотказно.
Конечно, при условии, что у пациента
достанет
терпения
продираться
сквозь глубокие паузы п удивляться
поворотам сюжета и контрастам, не
слишком озадачиваясь, „из какого со-
ра“ все это выросло.
Ясно также и то, что подобный ана-
литический скепсис здесь не годится.
Обоз нач
11
в жа н р своего соч
1
[ пен и я как
литургию, Гия Канчели обозначает и
душевную позицию, в которой он же-
лал бы видеть слушающего эту музы-
ку —
от него требуется активное со-
участие. Активное, так сказать, терпе-
ние. (Кстати, текст в буклете называ-
ется „Сила терпения“.) В точности как
от прихожанина —
ведь тому и в голо-
ву не придет наслаждаться ли-
тургией отстраненно, как искус-
ством. От нее ждут чуда, да что
там —
она сама и должна всякий
раз этим чудом становиться.
Поэтому в записи весьма труд-
но создать эффект причастности.
Исполнителям и звукорежиссе-
рам это во многом удалось. Пау-
зы будто наполнены дыханием
исполнителей. Хотя никаких шу-
мов вроде бы не прослушивает-
ся, это не дигитальная тишина,
столь раздражающая порой на
компакт-дисках.
Возможно, противопоставле-
ние психотерапевта и пастыря
не так уж и важно. Ведь эти две
роли автора, какими они нам ви-
дятся через его творчество, гово-
рят, в сущности, об одном: „про-
сто музыка“ описывает чувст-
венный мир. Но задача музыки Кап-
челн в том, чтобы этот мир изменить.
lannis Xenakis
Chamber music 1955-1990
Яннис Ксенакис
Камерная музыка 1955-1990
Клод Эльфер, фортепьяно
Ардитти-квартет: Ирвин Ардитти, Д эвид Эл-
берман, Гарт Нокс, Роан д е Сарам
звук: Марк Хон. В ерн ер Штрессер. Ф рансуа
Экер идр.
Auvitlis Montaigne MO 782005 (2 CD)
1994
2:32
Этот проект —
запись всех произве-
дений Ксенакиса для рояля и/или
различных струнных, ансамблей и со-
ло —
осуществлялся в течение 1991
года в студиях Западно-немецкого ра-
дио и Радио Франции. То, что получи-
лось, питает и тешит далеко не только
историка современной музыки.
Ксенакис —
великий генератор зву-
ков п идей эпохи. Его эволюция за 35
обозначенных лет продвинулась от
несколько
наивного
техницизма,
впрочем, на слух всегда нетривиаль-
ного
(ST/4, Henna),
до грубых гармо-
нических красот почти чистой музы-
ки (
Akea
,
Tetora).
В первом случае са-
ма музыкальная плоть, не везде до
конца убедительная, оправдывалась
уже тем фактом, что она сочинена с
большей или меньшей помощью ком-
пьютера. (Например, полное название
ST/4
таково: ST/4-1.080262 и означа-
ет „вероятностная композиция для
четырех инструментов, первая в этом
А у д и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 120 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 122 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст