118
м у з ы к а
Ludwig van Beethoven
Symphony № 9
Людвиг ван Бетховен
Симфония № 9
Линн Доусон, Ярд ван Нес, Энтони Рольф-
Джонсон, Эйке Вилм Схулте
Г/льбенкян-хор, Л иссабон
Оркестр XVIII века
дирижер Ф ранс Брюгген
звук: Зиуверт Ферстер, Якоб Богарт, Дик ван
Схуппен
Philips 438 138-2
64:00
1993 ли)
Некоторыми шедеврами наш слух
насилуют все кому не лень. Исполне-
ние суперхитов давно следовало бы
запретить под страхом уголовного
преследования. Все это, однако, не от-
носится к Оркестру XVIII века. Со-
здал его великий, без преувеличения,
флейтист Франс Брюгген, игравший
(и играющий) на деревянных бароч-
ных флейтах-траверсо. Это случилось
в 1982 году, а первые известные мне
записи этого коллектива —
40-я и 41-я
симфонии Моцарта
сделаны в 1985-
м с концерта и уже близки к совер-
шенству (особенно 40-я). Обвальным
успехом оркестр обязан отнюдь не
только модным в Европе историчес-
ким инструментам. Конечно, в умелых
руках они обладают свойством бук-
вально омывать захватанные партиту-
ры, а Девятая Бетховена
партитура
более чем захватанная. Но все дело в
отношениях дирижера и оркестра. В
эпоху, приведшую к появлению Девя-
той симфонии, капельмейстер управ-
лял процессом слегка —
или сидя за
клавесином, или играя партию первой
скрипки. Фактически до самых ро-
мантиков капельмейстеры оставались
„одними из“. (Тирания дирижеров за-
чиналась площадным террором яко-
бинцев с их площадной музыкой.) В
ответе был каждый оркестрант, слит-
ность и гибкость обеспечивалась сов-
местным
дыханием.
Бетховенские
симфонии, начиная с Третьей, таким
PianoConcertos Nos. 1,2
образом уже не сыграть. Нужен дикта-
Sergei Rachmaninov
тор, сильная личность с палочкой.
Сергей Рахманинов
Кстати, палочки тогда еще не было,
Концерты № 1
и № 2
нет ее и у Брюггена. Зато сильная лич-
для фортепьяно с оркестром
НОСТЬ У него есть. Ее сила идет на ИМИ-
Владимир Мищук
тацию (или симуляцию, если кому не
Русский ф илармонический оркестр
нравится аутентичное ИСПОЛНИТСЛЬСТ-
дириж ер Самуил Ф ридм ан
во) указанных старинных прелестей.
звук: Любовь Доронина
Присутствие дирижера неуловимо.
Arte Nova Classics 7432143315 2
Сухо-полетное исполнение ВЫГЛЯДИТ
01:00
плодом коллективного творчества. В
1997/Ы)
итоге вы платите за шедевр, а не за
чьи-то мысли по его поводу. Похваль-
Нет нужды рассказывать про музы-
ная анонимность: будто бы и нет ни
ку Рахманинова. Она, как почти вся-
лабухов-поденщиков (ну, это я, право,
кое другое популярное искусство, по-
хватал про сытую Голландию), ни зве-
пулярна главным образом потому, что
здного маэстро, ими играющего. А
точно накрывает наш срединный эмо-
есть большой ансамбль, которого ди-
циональный диапазон. Осмелюсь оп-
рижер только координатор, не дикта-
ределпть се рельеф как
среднерусскую
тор. Ансамбль очень большой: в пре-
возвышенность,
где охотно пасутся
дисловии к буклету Брюгген поясня-
пианисты разных школ. Ведь они то-
ет, что число струнных увеличено, а
же —
одни из нас.
сами они „в известном смысле слегка
Чувственный перегрев вредит со-
модернизироваиы“, так что можно го-
хранноста продукта. Это отлично по-
ворота о „некоем Оркестре XVII
и
ни мает Владимир Мищук. Он избега-
XIX веков“.
ет крайних проявлений своего яркого
Если кто помнит предсмертную бё-
пианизма. Простота и отсутствие мз-
мовскую интерпретацию Девятой.
лишней аффектации, которые до-
сделанную в 1981-м и выпущенную у
статуты в предлагаемой записи,—
нас „Мелодией“ по лицензии „Deut-
естественное следствие пиетета к ге-
schc Grammophon“,—
Брюгген играет
нию средней музыки. Сама она пода-
с точностью до наоборот. В полтора
на весьма вкусно, богато приправле-
раза быстрей, легче, острей и контра-
на разными фортепианными секрета-
стней. Мне довелось слушать Ор-
ми. Но при этом вовсе не служит, как
кестр XVIII века как раз там, где еде-
часто бывает, дрожжами, на которых
лана настоящая запись —
в зале Vre-
всходит персональное клавирное суе-
denburg города Утрехта. И у меня
мудрие. Пассажи, вопреки этнмоло-
есть претензии к „филипсовским“
гии, вовсе не проходящие. Они вя-
звукорежиссерам, которые не слиш-
жутся из очень мелких, едва на иер-
ком хорошо сумели передать, скажем,
вый слух различимых частиц. Созда-
колоссальное различие
forte
и
piano
ется впечатление непрерывной мело-
визитную карточку оркестра) или
лизированной речи. Чему автор, не-
особую глубину оркестрового прост-
сомиеино, порадовался бы. Неизвест-
ранства. Финал несколько проигры-
иый мне оркестр, сведения о котором
вает первым трем частям. Возможно,
в буклете отсутствуют (видимо, ор-
иричина —
в руках
дирижера. На всех
кестр „наших за рубежом“), аккура-
фотографиях (да и живьем) видно,
тен и педантичен, но
что они постоянно сложены трубоч-
ему
как-то
не
ками, как при игре на флейте. Орке-
хватает
стру эта манера давно уже привычна,
а вот хористы несколько зажались:
^
^
°°°
ведь жест хорового дирижера
"
должен иметь целью раскре-
0с°"се<
'
а д*У** - ^
постить вокалистов чисто фи-
-в * **
зиологически. Но, несмотря на
S® .” -
это, сияющая безыдейность гол-
ландского буржуа даже в хоровом
финале вытесняет тусклые, хоть и
основные, вопросы философии а ля
Караян или тот же Карл Бём. К чему
страдать, миллионы? Играйте и вни-
майте „что написано“.
А у п и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 119 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 121 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст