м у з ы к а
117
Борис ФИЛА НОВ С КИЙ
а
Л
и
*
.
I
b
м
т
а ш
м
^ •
4
u ,J
=
Вообразим: мир есть универсальное, то есть вселенское,
звукохранплите. Мы блуждаем в нем порознь и творим
лабиринты, каждый —
свой. Фонотека непрестанно рас-
ширяется, подобно настоящей Вселенной, и персоиаль-
ные закоулки имеют все меньше шансов пересечься. Од-
нако оставим Борхесово Борхесу. Новая рубрика не
тщится стать картой или нитью Ариадны. Она есть лишь
опыт скитаний отдельных личностей, на чей вкус и цвет,
возможно, и найдутся товарищи среди читателей.
Рискуя вызвать их протест, мы попытаемся каждый
диск волюнтаристски и субъективно оценивать в баллах
но следующим пунктам:
техника звукозаписи
(из 10);
класс чистоты:
культура производства звука ис-
полнителем, четкость, точность, верность букве автор-
ского замысла (из 15, как в металлообработке);
тайна
, или
чудо:
нечто, что „главнее“ техники и
культуры (из 20). Этот пункт самый сомнительный. Но
и он возможен. Вспомним записи, казалось бы, идеаль-
ные,—
но мертвые. И наоборот, несовершенные и даже
ущербные, и притом странно живые. В книге „Дневник
одного гения“ Сальвадор Дали вводит подобную „шкалу
тайны“. По ней Пикассо, например, получает 10, Верме-
ер
20. Прецедент! Наша цифра хочет быть более точ-
ной. Тем самым она становится и более уязвимой, но это
уязвимость метафоры.
Marc-Antoine Charpentier
La Descente d’Orphée
aux Enfers
Марк-Антуан Шарпантье
„Сошествие Орфея в Ад“,
камерная опера
Пол Энью
,
Соф и Данеман, Моника Дзанетти,
Фернан Бернади и др.
ансамбль „Les Arts Florissants
"
дирижер Уильям Кристи
звук: Мартин Зауэр, Ж ан Шаторе
Erato Disques SA. 0630-11013-2
56:00
1995 roi)
Жан-Батист Люлли был чрезвычай-
но ловкий политик и интриган. Своего
современника Шарпантье (1614-1708),
который был младше его всего на де-
сять лет, обладал почти той же одарен-
ностью и мог реально составить ему кон-
куренцию в королевском оперном про-
изводстве, он вытеснил из ноля зрения
Луи XIV. Вытребовал у короля „охран-
ную грамоту“—
абсолютную монопо-
лию на постановку „больших онер“. И
Шарпантье ничего не оставалось, как
подвизаться на поприще прежде всего
церковной музыки —
в самой уважае-
мой иезуитской церкви Сен-Луи в Па-
риже. Впрочем, именно этому он и
учился около десяти лет в Риме у тог-
дашнего мэтра Джакомо Кариссими.
Писал он и аллегорические действа,
находящиеся где-то на полпути от опе-
ры к камерной кантате.
Именно такова эта история Орфея
и Эвридики. Уже у многих поколе-
ний меломанов сюжет вызывает уди-
вительно стойкий вкус мелодии из
одноименной оперы Глюка. Малоиз-
вестный шедевр Шарпантье, однако,
легко выдерживает с ней сравнение.
Он еще трогательнее: вступительная
пастораль, укус змеи, адовы муки
Тантала со товарищи, слоняющиеся
по Аду печальные тени без опреде-
ленных сценических занятий; и нако-
нец, вершина всего спектакля —
арии
Орфея с мольбой к Плутону. В ор-
кестр входят всего-навсего девять че-
ловек, и столько же певцов озвучива-
ют роли отдельных персонажей, од-
новременно составляя хор. Вряд ли
эта musique de chambre' ставит осо-
бые проблемы перед звукорежиссе-
ром. К тому же у коллектива такого
уровня, как „Les Arts Florissants“, сту-
дийные записи от концертных не
слишком отличаются. Все солисты
специализируются на французской
музыке XVII-XVIII веков, а боль-
шинство французами и являются, так
что вы получите удовольствие от му-
1
Musique de chambre (фр.) - камерная музыка.
зыки самого языка. Под занавес хор
теней поет, провожая наверх Орфея с
Эвридикой: „Пока мы храним столь
нежное воспоминание <о вашем пе-
нии>, счастье Ада наполнит ревно-
стью Небеса“. И действительно. Пол
Эныо —
Орфей нашего времени. Его
уникальный тенор незаметно перехо-
дит на фальцет и обратно, идеально
легок и подвижен в мелизматике,
равно убедительно передает и слад-
кое томление, и отчаяние героя. Дру-
гие солисты и ансамбль под руковод-
ством Уильяма Кристи столь же точ-
ны, что не мешает им быть столь же
страстными. Среди многих других из
„именной“ серии Кристи на „Erato“ (в
их числе, например, Большие мотеты
Рамо) эта запись выгодно выделяет-
ся. Исполнительская манера дириже-
ра, которую можно условно назвать
„деловито-чувственной“ и которая в
последние годы закрепилась почти
конвейерной интенсивностью произ-
водства CD (что делать —
индуст-
рия), тут как-то ослабевает, приобре-
тает якобы невинную свежесть и в
итоге совпадает со стилем Шарпан-
тье. Исполнение волшебно трансли-
рует тайное страдание, разлитое, не-
смотря на успех Орфеева предприя-
тия, в каждом такте. Обманный флер
французского галантного стиля не
обманет чуткого современного уха, а
нежность исполнения лишь изостря-
ет нездешнюю тоску: здесь-то она,
трехсотлетняя, нам и внятна.
А у п и о М а г а з и н 4 /1 9 9 8
предыдущая страница 118 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн следующая страница 120 АудиоМагазин 1998 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст