с д е п а й с а м
0 7
При подключении его к источнику
питания и измерении параметров бы-
ли получены неважные характеристи-
ки, в частности ЛЧХ 90-11000 Гн (но
уровню -3 дБ). А как это воспринима-
лось на слух? Несмотря на явно слы-
шимые ограничения частотного диа-
пазона, звучание оказалось быстрым,
энергичным, с большими динамиче-
скими контрастами. При этом в нем
было столько
музыки
, что мы просто
поразились. Традиционные резистив-
но-емкостные схемы такого эффекта
не давали. Не помогали и гальваниче-
ские схемы (частный случай рези-
ста вно-ем кости ы х ).
Мы вплотную занялись конструкци-
ей выходного трансформатора для
предусилителя
с целью получения
наиболее низкого выходного сопро-
тивления (которое позволяет снизить
влияние паразитных параметров со-
единительного кабеля 141
), много раз
перематывали обмотки, и наконец нам
удалось получить отличные техниче-
ские характеристики: АЧХ 8-140000 Гц
(-0.5 дБ),
Кт
= 0,09% (50-12500 Гц,
і гш х=
1
В). Но звучание нас не совсем
удовлетворило. Что-то мешало.
..
На основе наработанного нетехно-
кратического опыта был сделан тща-
тельный анализ конструкции транс-
форматора и найден камень преткно-
вения. Убрав этот „камень", мы смогли
добиться желаемого звучания. Техни-
ческие характеристики же при этом
явно ухудшились: АЧХ 22-24500 Гц
(-0,5 дБ).
К„„ -
0.12% (50-12500 Гц.
1
В).
Лишний раз мы убедились, что связь
технических параметров, имеющихся в
нашем распоряжении, с качеством зву-
чания далеко не однозначна.
Полученный трансформатор для
выходного каскада линейного устрой-
ства оказался достаточно универса-
лен: его с успехом можно использо-
вать в линейном предусилителе, уси-
лителе для телефонов, выходном ка-
скаде
проигрывателя
компакт-ди-
сков, корректора RIAA или цифро-
аналогового преобразователя. На дан-
ный момент разработаны и запущены
в производство две версии трансфор-
матора: „TL 45“ для лампы 6С45П-Е
н ,,TL 4С“ для ламп 2АЗ, 6B4G, 6С4С,
включенных по схеме, которая пока-
зана на рис. 2. Эта схема является
дальнейшим развитием „трансформа-
торной идеи“ в выходных линейных
каскадах.
Четвертое свойство трансформатор-
ных каскадов (см. выше) делает весьма
привлекательным их использование в
нредмощных (драйверных) схемах, ра-
Еа
ботающих на мощные выходные трио-
ды типа 300В, VV30B, 211, 845, ГМ70,
SV572 и др. В этом случае трансфор-
матор позволяет получить огромную
амплитуду
выходного
напряжения
(100 В и выше) при низких нелиней-
ных искажениях (0,2-0,4%), а также
малое выходное сопротивление, что
необходимо для работы оконечной
лампы с токами сетки [5].
Работа в этом направлении привела
к созданию драй верного межкаскадно-
го трансформатора TI300B для ламп
300В, 2АЗ, 6B4G и др. Он использует-
ся в драйверном каскаде усилителя
,,SPb Sound T70SE“ на лампе 6B4G
для „раскачки“ ГМ70 (рис. 3). Данный
Ел
Рис. 3
каскад обеспечивает переменное на-
пряжение 100 В на нагрузке 12 кОм
при значениях
Кт,
0,3% (60 Гц), 0,22%
(1
кГц),
0,45%
(12,5
кГц);
АЧХ:
17,5-22000 Гц (-0,5 дБ), 7-65000 Гц
(-3 дБ): коэффициент усиления 4,5.
Подобное схемотехническое реше-
ние применяется также в однотактных
усилителях „CAD 805“ фирмы „Сагу“,
„АпкопГ (фирмы „Audio Note“) и не-
которых других.
Использовать пятое преимущество
трансформаторного каскада оказалось
труднее всего, и это потребовало
очень много времени. Зато как упро-
стилась схема двухтактного усилите-
ля (рис. 4)! Количество ламп сократи-
лось до трех за счет полного отсут-
ствия резисторов и конденсаторов в
сигнальной цени. Полученный двух-
тактный
межкаскадный
трансфор-
матор
Т1300РР
имеет следующие1
параметры:
асимметрия
±0,02
дБ
(18-16000 Гц), при
= 40 В и значе-
ниях
КИП
0,65% (60 Гц), 0,55% (1 кГц),
0,46% (10 кГц): АЧХ: 26-16000 Гц
(±0.5 дБ). 18-20000 Гц (±1 дБ).
Eai
Енг
6B4G
Uct
ис2
Рис. 4
На проходившей недавно в Москве
выставке „Hi-Fi Show’98“ главному
разработчику „AudioNote UK" Питеру
Квортрупу был задан вопрос о целесо-
образности применения трансформа-
торной связи в ламповых усилителях.
Ответ был однозначным: трансформа-
торные каскады на самом деле сущест-
венно улучшают звучание, но выгодно
это
для
производства усилителей
только высоких ценовых категорий,
так как хороший трансформатор стоит
очень дорого.^
Литература
1. „Sound Practices“, vol. 1: № 2 (Fall
1992), p. 5. Перевод мой.
2. „Sound Practices", issue 10, 1996, p. 16.
3.
Г. В. Войшвилю.
Усилители низкой
частоты. М„ Связьиздат, 1939.
4.
Ю. Макаров.
От „I Геофита" до „Адеп-
та“.—
„Hi-Fi & Music", 1997.
5.
Г. С. Цыкин.
Трансформаторы низ-
кой частоты. М„ Связьиздат, 1950.
А удио М агази н 3 /1 9 9 8
предыдущая страница 138 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 140 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст