с д е л а й с а м
0 3
Вячеслав МЕДВЕДЕВ
Трансформаторы в звуковом тракте
Новое
это хорошо
забытое старое.
Пословица
вадцать лет назад я, как и многие
радиолюбители, интересующиеся зву-
ковой аппаратурой, зачитывался жур-
налом „Радио“ и его младшим братом
сборником „В помощь радиолюби-
телю“. Со своими друзьями я бурно
обсуждал необходимое количество
нулей после запятой в коэффициенте
нелинейных искажений „идеального"
усилителя и его устремляющуюся в
космос скорость нарастания. Тогда
ведь не столько слушали звучание,
сколько восхищались техническими
характеристиками. К сожалению, этой
болезнью многие страдают и поныне.
Однажды, примерно в 1980 году, на
запрещенном тогда радиорынке у мага-
зина „Юный техник“ в Автово я увидел
молодого человека, продающего науш-
ники „Sennheiser“. На груди у него на
скрепке висел листок бумаги с надпи-
сью:
R
600 Ом, Д/•'
40 Гц
18 кГц.
Об этой фирме я уже кое-что знал, хо-
тя для Ленинграда она была большой
редкостью. Удивили меня характери-
стики. Как же так? У всех наушников
того времени диапазон частот меньше
чем 20 Гц - 20 кГц не писали. Даже у
гонконгских. На мой удивленный во-
прос парень ответил: „А ты их послу-
шай“. И дал совет: не верить глазам
своим, а верить ушам.
Мы познакомились. Это был изве-
стный „ламповщик“ Сергей Егоров.
Он пригласил меня к себе домой, и я
попал в комнату настоящего профес-
сионала-фаната
в „звуковой“ рай.
На рабочем столе полукругом возвы-
шался небоскреб из десятков клас-
сных измерительных приборов, во-
круг громоздились коробки с лампа-
ми, конденсаторами, трансформато-
рами, лежали грудами корпуса для
усилителей, „кинановскне“ динамики
и т. д. У стены была сложена фанера,
деревянные бруски и стояло несколь-
ко пар полутораметровых рупорных
акустических систем. Такого я никог-
да не видел.
Сергей показал мне несколько япон-
ских радиотехнических журналов, ко-
торые были заполнены ламповыми
схемами. Недоумение мое возрастало:
весь мир завален японской транзи-
сторной техникой; для себя, значит,
лампы, а для остальных стран - тран-
зисторы? Почему?
Окончательно
меня
повергло
в
изумление натуральное и живое зву-
чание лампового усилителя н то, что у
пего, как сказал Сергей, коэффициент
нелинейных искажений аж 1%. В го-
лове все смешалось.
С этого момента я вошел в мир лам-
повой аудиотехники и рупорной аку-
стики. По японской схеме, по на наших
лампах собрал свой первый ламповый
усилитель, затем корректор (кстати,
без катодных повторителей, без БЕРР
н с пассивной коррекцией). Как-то мы
с Егоровым попали на прослушивание,
проходившее в одной известной ком-
мунальной квартире в Басковом пере-
улке. Было несколько экспертов, один
из которых, когда испытывали мой
корректор, язвительно-весело заметил:
„А у вас фонит!“ Это был уже тогда
знаменитый А. Лихнмцкин. Другой,
которому при прослушивании вообще
ничего не нравилось, слушая усили-
тель Егорова, указал па „зализанность
и волосатость“ звучания и как итог -
на „ядовитость“ звука. И добавил: „По-
хоже, это общая болезнь трансформа-
торов“. Как выяснилось, одна неосто-
рожно брошенная фраза может надол-
го увести с правильного пути.
Шли годы. Мой интерес к звуковой
технике п к звуку возрастал. Решив
соединить профессию и хобби, я по-
ступил на работу в Дом радио. Но там
вопрос качества звучания п его улуч-
шения стоял далеко не на первом ме-
сте. К примеру, звукорежиссеру не
правится звучание; техники прикаты-
вают похожий на робота мультиизме-
рительный комплекс на колесиках, те-
стируют тракт и говорят, что парамет-
ры в норме и претензии не принима-
ются. Но энтузиасты-радийщики все-
гда предпочитали использовать в зву-
ковом тракте трансформаторы, осо-
бенно на входе и выходе микшерных
пультов, микрофонных усилителей II
на выходе микрофонов. Старые звуко-
режиссеры с нескрываемой носталь-
гией вспоминали прозрачное дина-
мичное звучание профессиональных
ламповых усилителей с высокочувст-
вительными акустическими система-
ми на больших бумажных диффузо-
рах. Да и уши за рабочую смену от них
не уставали,—
добавляли они.
К началу 1995 года последователи
Егорова собрались вместе. Казалось,
теперь можно быстро решить все про-
блемы качества звучания. Мы плотно
занялись исследованием влияния на
звук отдельных радиокомпонентов
(резисторов,
конденсаторов, ламп,
проводов и г. д.); начали определять'
закономерности изменения звучания
при использовании различных схемо-
технических решений, комбинаций
элементов и способов монтажа; стали
упрощать сигнальные схемы, умень-
шать количество используемых эле-
ментов, укорачивать путь прохожде-
ния сигнала. После каждого измене-
ния звуковой тракт тщательно про-
слушивался. Отказавшись от „круго-
вого пути“—
ООС, мы стали отказы-
ваться и от всевозможных „параллель-
ных путей“. Причем обнаружилось,
что эти „круговые“ и „параллельные“
пути есть везде и нс так просто их вы-
явить. Зато, если удается это сделать,
насколько улучшается звук! Напри-
мер. устранение „параллельных пу-
тей“ в блоке питания улучшает звуча-
ние на порядок больше, чем замена
межблочного кабеля или кабеля к АС,
пусть даже на очень дорогой. Хотя это
вовсе не значит, что нужно забыть о
влиянии конструкции и материала
проводов на качество звука.
После того как в разработанных на-
ми схемах с гальваническими межка-
скадными связями остался один вы-
ходной (или разделительный) конден-
сатор, встал вопрос: а нельзя ли изба-
виться и от него? В свое время основа-
тель фирмы „Audio Note“ Хирояши
Кондо сказал: „Если количество эле-
ментов в цепи уменьшить хотя бы па
один, то будет устранен еще один
источник механичного звучания“ 111. А
уж насколько пагубно влияют конден-
саторы на звук, я думаю, знают многие.
Мы стали искать новое решение, ко-
торое на поверку оказалось очень ста-
рым. Как сообщает журнал „Sound
Practices“ |2|, еще в 1912 году был
создан первый звуковой усилитель
„Audion“, вообще не имевший раздели-
тельных конденсаторов; все межка-
скадные связи в нем были построены
на трансформаторах (а вот первые ре-
зистивно-емкостные схемы, говорится
в этом же журнале, появились лишь в
1916 году). Значит, применяя транс-
форматоры,
можно полностью изба-
вится в звуковом тракте от раздели-
тельных конденсаторов, а с учетом со-
временных разработок — и от резисто-
ров.
Останутся только лампы и транс-
форматоры! И все!
А какова ситуация в этой области
сегодня? Два года назад фирма „Ма-
А упио М агази н 3 /1 9 9 8
предыдущая страница 134 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 136 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст