м у з ы к а
123
данных исключительно членами се-
мьи Зильберм ан — бы ло записано
больш инство
баховских
органных
сочинений. Так что с этой точки зре-
ния недавно законченное очередное
издание органных композиций Баха
(диски выходили в течение 15 лет) не
может претендовать на новизну.
Следует учитывать, что оценка ор-
ганных записей вклю чает в себя — по-
мимо мастерства органиста - ещ е и
особенные критерии. Прежде всего,
это качество звучащ его в записи орга-
на: важен не только инструмент как
таковой и его состояние, но и на-
сколько он пригоден для исполняе-
мой музыки, в данном случае именно
музыки Баха. Кроме того, больш ое
значение имеет качество записи инст-
румента: орган очень трудно записы -
вать - слишком близкое расположе-
ние микрофонов к его трубам грозит
неравномерной фиксацией всей зву-
ковой нанорамы; но мере же их удале-
ния звук органа (уникальны й для ка-
ждого инструмента) как бы усредня-
ется, делается слиш ком общим. По-
этому слушателю при подборе подхо-
дящей для себя записи зачастую ока-
зы вается
недостаточно собственно
привлекательности фигуры исполни-
теля.
Конечно, 15 лет назад первый диск
Б. Ф окрулля сразу привлек мое вни-
мание прежде всего самой интерпре-
тацией
великолепны х
баховских
сочинений — сочетанием виртуозной
техники с ясностью мысли и хорошим
вкусом, что выражается не в послед-
нюю
очередь
в
отсутствии
чисто
внешних эф ф ектов (вклю чая экзо-
тические регистровки —
в этом бель-
гийский музыкант очень сдержан). Но
важен здесь и хороший подбор инст-
рументов (15 прекрасных старых ор-
ганов из центральной Европы — Бель-
гии. Голландии, Германии, Ш вейца-
рии,— в основном таких известных
мастеров,
как
Зильберм ан,
Ш отт,
Ш нитгер и др.), а также великолепно
выполненная запись их звучания. Не-
которые записи звучат настолько —
до
неправдоподобия — детально и чисто,
что фирма сочла необходимым снять с
себя любые подозрения в использова-
нии каких-либо технических ухищ ре-
ний. В буклете слушателей специаль-
но уведомляют о том, что именно та-
ково реальное звучание записанного
на диске инструмента в реальных аку-
стических условиях настоящей церк-
ви (к примеру, том XII — запись со-
всем
небольш ого одномануального
зильбермановскош органа 1715 года
в
деревенской
немецкой
кирхе
в
Пфаффроде).
18 компакт-дисков (280 компози-
ций) сгруппированы в три тома по
6 дисков: ранние сочинения, работы
веймарского и лейпцигского перио-
дов,
так что при желании можно ог-
раничиться только частью этой серии.
Хотя я плохо себе представляю, каким
образом можно одни органные работы
Баха предпочесть другим. Лично для
себя я давно сделал выбор: это лучш ая
запись органного Баха из всех слы -
ш анных мною, причем но всей со-
вокупности критериев. Недостатком
этого издания я бы назвал лиш ь отсут-
ствие точного указания на местополо-
жение населенных пунктов, в которых
находятся церкви (и, соответственно,
записанны е на дисках органы). Да и
вообще серия дисков, звучание кото-
рой составляет более девятнадцати с
половиной
часов,
заслуж ивает
не
столь скромного сопроводительного
буклета.
М . П . М ус о р гск и й
„Картинки
с
выставки“
и другие сочинения для
фортепьяно
N o riko O gaw a, p ia n o
BIS C D -m
74:00
гр-мз men м
N O R IK O
O G A W A
MUSSORGSKY
PICTURES
FROM AN
EXHIBITION
!4tSY№<
Наверное, я не ошибусь, если скажу,
что конкурировать по популярности и
по количеству записей на дисках с
„Картинками с выставки“ М. П. М у-
соргского могут лиш ь такие признан-
ные лидеры хит-парадов классики (ес-
ли бы они сущ ествовали), как Л унная
соната Бетховена или Болеро Равеля.
Поэтому ясно, что, принимая решение
выпустить диск с еще одной записью
„Картинок с выставки“, фирма должна
исходить из каких-то особых сообра-
жений, достаточно очевидных и по-
нятных потенциальным слуш ателям.
Вот и шведская фирма „BIS“ уже на
обложку буклета своего совсем нового
диска (записан в августе 1997 года)
вынесла сообщение не только о том,
что на нем звучит фортепианная (то
есть оригинальная), а не оркестровая
версия этого сочинения, но и что
японская пианистка Н орико Огава иг-
рает его не по изданию, а непосредст-
венно по рукописи (то есть не учиты-
вая редакции). Но даже большее лю -
бопытство у некоторой части слуш а-
телей может вызвать другая половина
диска (ровно 37 минут), на которой
записаны
ф ортепианны е
версии
(он ять-гаки
оригинальны е,
перво-
начальные) фрагментов музыки к оне-
рам „Борис Годунов“ (2 номера), „Хо-
ванщ ина“ (3) и „Сорочинская ярм ар-
ка“ (2).
Авторские варианты музыкальных
произведений обладаю т безусловной
привлекательностью. В этом смысле
нельзя не приветствовать все чаще по-
являю щ иеся на разных звукозаписы -
вающих фирмах диски с нередко уже
известными композициями, но испол-
ненными в том виде, в каком они вы-
шли из-под пера самого композитора.
Однако нельзя не признать и того, что
уж
слиш ком
непривы чно
иногда
звучат те из них, которые так хорошо
нам знакомы по поздним редакциям
или неавторским аранжировкам. Это
особенно
относится
к
данному
случаю: после первого прослуш ива-
ния известной оперной музыки М у-
соргского рядовой слуш атель может
бы ть
разочарован
некоторой
„об-
лсгчснностью “ фактуры. Вместо пол-
ноценного оркестра - правда, не М у-
соргского, а Римского-Корсакова, ко-
торому принадлежит всем знакомая
оркестровка,— звучит пусть большой,
современный, прекрасный, но один-
единствснны й инструмент — рояль
(„Стеивей“). Хотя, конечно, это будет
лиш ь первое поверхностное впечатле-
ние, да и разные пьесы звучат на диске
неодинаково.
М олодая японская пианистка пре-
красно владеет своим инструментом, а
к тексту М усоргского относится очень
бережно и, я бы даже сказал, трепетно.
И все же фирма „BIS“ соверш енно
правильно сделала ставку на чисто
профессиональный интерес, который
должен вызвать новый диск. Что ж,
возможности и назначение современ-
ной звукозаписи намного шире, чем
просто бесконечное повторение прой-
денного.
Е. Добрушкин
А у д и о М а г а з и н 3 / 1 9 9 8
предыдущая страница 124 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 126 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст