122
м у з ы к а
водитель Гунар Летцбор: в записи это
отчетливо слышно (первой скрипке
композитор — сам, между прочим,
прекрасный скрипач - часто отводит
очень большую роль, включает соль-
ные интерлюдии). М не понравилась
игра и всего коллектива в целом, его
особая манера, неброская и одновре-
менноосновательная и уверенная. Ко-
нечно, танцевальная музыка (пусть и
XVII столетия) не может претендо-
вать на ту глубину и философичность,
которая
есть
в
знамениты х
„Die
Rosenkranz-Sonaten“ Г. И. Ф . Бнбера.
Однако в конце диска поклонника
серьезной музыки поджидает прият-
ный сюрприз. Это заверш ающ ая (око-
ло 15 минут звучания) часть из 6 но-
меров под общим названием „Baletti
Lamentabili“ (Sonata, Allamanda, Sara-
bande, Gavotte, Gigue, Liment i Adagio) —
великолепно сыгранное, с точно по-
добранной интонацией, светло-мелан-
холическое закл юче!
1
ие.
М ожет быть, слишком рискованно
делать выводы об уровне коллектива
после прослуш ивания одной-единст-
веипой его записи, по этот диск реко-
мендую с чистой совестью.
Jo h a n n S ebastia n Bach
W eih n a ch ts-O ra to riu m
B W V 248
D.
Röschm ann, A. Scholl, W. Güra, K. Häger. RIAS-
K am m erchor, A ka d em ie fü r a lte M u sik B erlin,
R. Ja c o b s
Harmonia Mundi France HMC 901630/312 CD
2:32:23
Рождественская оратория И.-С. Ба-
ха довольно долгое время не привлека-
ла к себе пристального внимания веду-
щих специалистов в области аутен-
тичного исполнительства. После вы-
хода в свет первой аутентичной запи-
си под управлением Н. Арнонкура в
1973 году („Teldee“) две следующ ие —
Дж. Э. Гардинера („DGG") и Ф. Хе-
ревега (Herreweghe, фирма „Virgin“) -
появились лиш ь в 1987 и 1989 году
соответственно. Затем, снова после
довольно значительной паузы, свою
версию
оратории
представил
Тон
Копман („E rato“, 1996), и вот только
что — Рене Якобс. Все пять назван-
ных записей вместе — едва ли не
ярчайш ее подтверж дение тому, на-
сколько ш ирокий простор для самой
разной трактовки музыки Баха откры-
вает аутентичное направление в ис-
полнительстве.
Безусловно,
вариант,
сделанны й
Р. Якобсом, вполне оправдал надежды
поклонников его дирижерского талан-
та. Наномшо, что Якобс принадлежит
к сравнительно узкому кругу музы-
кантов, участвующих в аутентичном
движении с 1970-х годов: тогда он был
едва ли не самым лучш им в мире
контртенором, записавш им огромное
число дисков, на которых заф иксиро-
ваны великолепные образцы его тон-
чайшего вокала (как. скажем, исполне-
ние партии О рф ея в опере Глюка или
гениальной миниатюры К. М онтевер-
ди „Duo seraphim “). О днако в послед-
ние годы он почти перестал записы -
ваться как вокалист, сосредоточив-
шись на дириж ерской работе. Записи
Мессы си минор Баха, онер К. М онте-
верди, Ф. Канал л и и т. д. сразу обрати-
ли на себя внимание собственным,
оригинальным подходом Р. Якобса к
исполнению музы ки барокко или,
точнее сказать, к самим принципам
аутентичного м узицирования. Этот
подход, явно прослеживаемый в запи-
си Рож дественской оратории Баха,
кратко может быть сведен к уменьш е-
нию роли риторического начала, дек-
ламациониости (по сравнению с дру-
гими музыкантами, скажем с Г. Леон-
хардтом) в пользу кантилены, напев-
ности (особенно
у
вокалистов). При
этом, конечно, надо иметь в виду, что в
целом Р. Якобс демонстрирует свою
приверж енность аутентичном у
н а-
правлению.
Такой подход к исполнению Рожде-
ственской оратории позволил Р. Якоб-
су максимально наполнить баховскую
музыку лиризмом (впрочем, данный
цикл из шести рождественских кан-
тат, может быть, и является одним из
самых лирических произведений „су-
рового" лейпцигского кантора). П оте-
плоте и мягкости эта запись напомни-
ла мне известную, наверное, многим
лю бителям классической музыки до-
статочно старую запись немецкого ди-
рижера Карла Рихтера („D G G Archiv
P roduction“). Возможно, такое сбли-
жение кому-то покажется не совсем
лестным для Р. Якобса. По послуш ай-
те, в каком темпе на этом новом диске
звучат хоралы, как дириж ер старается
придать им максимум проникновен-
ности,— и вы, возможно, согласитесь с
моим сравнением.
Отходя от общей оценки нового из-
дания, хотелось бы отметить два мо-
мента:
прекрасное
м узицирование
еще совсем недавно чуть ли не про-
винциального
немецкого
оркестра
„Akademie für alte M usik Berlin“, очень
активно работаю щ его в
последнее
время и делающ его очевидные успехи,
и великолепный вокал молодого, но
уже прочно занявш его одно из веду-
щих мест контртенора Андреаса Ш ол-
ля. Н е считая в общем эту запись
Р. Якобса самой лучшей из записей
Рож дественской
оратории
Баха, я
„вынужден“ отвести ей место в своей
фонотеке хотя бы из-за арий, испол-
ненных А. Ш оллем.
Jo h a n n S eb astia n Bach
O rg e lw e rk e
B e rn a rd F o c c ro u lle (o n h is to ric O rgans)
Ricercar246762 (6 CD). 240382 (6 CD).
241112(6 CD)
19:34:46
Современни-
кам И.-С. Бах
в основном был
известен (и был
ими ценим) как
в ы д а в ш и й ся
органист.
И з-
вестно, что дошедшие до нас пример-
но 300 органных композиций
это
далеко не все, что было им написано
для этого инструмента за его долгую
творческую жизнь, почти постоянно
связанную с церковью и органом. В
отличие от других произведений Баха,
его органные работы никогда не „за-
бывались“ и с давних нор записы ва-
лись на грампластинки. Причем сразу
несколько фирм имеют в своих ката-
логах полные (или почти полные) со-
брания записей его органных сочине-
ний. С каж ем, собиратели старш его
поколения, наверное, помнят серию
из 23 грампластинок фирмы „Г лета"
(которая
бы ла
нам
доступна
в
1960-70-е годы), где разными органи-
стами и на разных органах —
но соз-
А у я и о М а г а з и н 3 / 1 9 9 8
предыдущая страница 123 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 125 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст