Ф
о
н
о
т
е
к
а
КЛАССИКА
Salom one R ossi
T h e Tw o S ouls o f Solom on
E n s e m b l e D a e d a l u s , R F e s t a
A c c e n t A C C 9 6 1 1 9
5 6 : 0 1
Нельзя не раздели ть удивления Ро-
берто Фесты —
автора статьи в букле-
те и руководителя коллектива, запи-
савшего этот диск,— по поводу стран-
ной судьбы одного из виднейших
представителей эпохи позднего Ренес-
санса (или раннего барокко) - компо-
зитора Саломона Росси (его еврейское
имя
Ш.юмо ме Ха-Адуммим) и его
произведении. Кроме того что о нем
самом известно до сих пор немногое
(он родился
примерно
в 1570 году и
умер
примерно
в 1630), его музыка
('изданная еще при жизни) мало ис-
полняется н записывается. Насколько
я знаю, это новое издание фирмы
„Accent" вообще является первым мо-
нографическим диском с музыкой Са-
ломона Росси; прежде лишь отдель-
ные небольшие его сочинения были
разбросаны по разным дискам с запи-
сями
композиторов того времени.
(Следует заметить, что почти в то же
время в Италии жил и сочинял, в ос-
новном в Риме, другой композитор с
такой же фамилией — Луиджи Росси,
не имеющий к нашему герою никако-
го отношения.) Странной эта ситуа-
ция кажется совсем не потому, что Са-
ломон Росси, много и плодотворно ра-
ботая концертмейстером при дворе
герцога Винцента I Гонзаго, уникаль-
ным образом стремился сочетать в сво-
ем творчестве две разные культуры -
западно-христианскую н иудейскую, а
потому, что музыка Росси во многом
опережала,
по
мнению
ученых,
сочинения его современников, но и се-
годня она остается известной лишь
отдельным специалистам, в то время
как „раскапываются“ и популяризу-
ются куда менее значительные музы-
канты прошлого (что само по себе
можно только приветствовать). Как
бы то ни было, новый диск позволяет
слушателям самим убедиться в том,
насколько правы музыковеды, назы-
вая Саломона Росси блестящим ком-
позитором,- благо сейчас у нас есть
возможность сравнить его музыку с
произведениями других композито-
ров той эпохи.
Название диска
„Две души Соло-
мона“— указывает на упомянутые два
направления в творчестве С. Росси.
На диске записаны светские инстру-
ментальные и вокальные композиции
из его изданных в 1600 году „II Primo
libra dei Madrigali a 5“, из „II Primo
libra ciel le Sinfonie et Gagliarde“ ( 1607),
„II Quarto librode'Madrigali a 5“ ( 1610),
„Capricci per camera e per chiesa“ ( 1639)
и др„ a также еврейские синагогаль-
ные песнопения из сборника „Ха ши-
рим ашер ли Шсломо" („Песни Соло-
мона“) 1623 года. Практически с пер-
вой же звучащей композиции (пяти-
голосной смнфонии) просто интерес
уступает место удовольствию и жела-
нию внимательно слушать. Трудно
сказать, в чем здесь дело: то ли на ди-
ске так подобраны композиции, то ли
они так исполняются коллективом
„Дедалус“, давно уже себя прекрасно
зарекомендовавшим,
и мадригалы, и
сипфонин с гальярдами звучат вдох-
новенно, возвышенно и поэтично на-
равне с синагогальными духовными
песнопениями (в согласии с традици-
ей исполняемыми
а сареИа).
I I все же.
не отказывая в таланте п мастерстве
создателям этого диска, первенство,
видимо, следует отдать самой заме-
чательной музыке почти забытого
композитора. Перед слушателем от-
крывается возможность одновремен-
но удовлетворить чисто историческое
любопытство и насладиться перво-
классной музыкой.
H e inrich von B ib e r
Un C a rn e va le a K re m sier
A r s A n t i q u a A u s t r i a , G . L e t z b o r
S y m p h o n i e C D S Y 9 5 1 4 3
7 5 : 0 1
Есть своеобразный интерес (может
быть, даже азарт) в том, чтобы попы-
таться оценить музыканта или целый
коллектив, которых слышишь впер-
вые. Причем волей-неволей стано-
вишься объективнее, если еще и от-
сутствует какая-л
1160
допол
111
пел ьная
информация о них: не мешают ни
чужие оценки, ни сведения о почтен-
ных учителях и учебных заведениях,
победах в престижных конкурсах и
участии в фестивалях и т. п. Именно
так было со мной, когда я взял в руки
новый диск фирмы „Symphonia“: ни
об ансамбле, ни о его руководителе
скрипаче Гунаре Летцборе я не знаю
ничего помимо того, что можно из-
влечь из формальных данных, сопут-
ствующих записи, да самого названия
коллектива. Знаю, что в записи участ-
вовало
12
музыкантов: четыре скрип-
ки (включая самого дирижера в каче-
стве концертмейстера), два альта, одна
виолончель и одни виолон, флейта,
орган, кЛавесин и ударные. Знаю, что
все они
играют
на
инструментах
XVII
XVIII веков (или их копиях), в
основном немецких.
Австрийский композитор эпохи ба-
рокко Генрих Игнац Франц фон Би-
бер (1644-1704) совершает в послед-
ние десятилетия триумфальное шест-
вие по концертным залам и звукоза-
писывающим студиям мира. Его му-
зыку на разных фирмах записывают
английские, французские, немецкие
музыканты (в старые времена писали
очень много, так что, как говорится,
играй —
не переиграешь). Естествен-
но. что сравнительно молодым (судя
по фотографии) австрийским музы-
кантам также захотелось внести свою
лепту в это замечательное дело. Про-
грамму своего достаточно объемного
диска, практически ни в чем не повто-
ряющего другие диски с произведе-
ниями Бибера, они составили из так
называемой застольной (Tafelmusik) и
танцевальной музыки, взяв произве-
дения из разных источников (и опу-
сов) н выстроив их в соответствии с
традиционным ходом карнавала. На
протяжении 75 минут звучит пре-
красная легкая музыка — веселая,
озорная, п грустная, с явно ощутимы-
ми народными (в том числе и славян-
скими) элементами. Быстро меняются
настроения, и впрямь кружась словно
в карнавальном движении.
.. Простота
и легкость этой музыки обманчивы: ее
ничего не стоит испортить, но доволь-
но трудно сыграть гак, чтобы сего-
дняшнему слушателю не было скучно.
„Ars Antiqua Austria“
высокопро-
фессиональный коллектив. Той зада-
ет, как тому и должно быть, его руко-
Ауяио М агазин 3/1998
предыдущая страница 122 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 124 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст