120
м у з ы к а
С
в
е
т
о
м
*
?
Витраж, лабиринт, ритм
П а в е л Ш У Л Е Ш К О
Стефан Малларме в строфах, посвя-
щенных Сесиль Брюне, описал впе-
чатление, которое произвел на пего
один готический витраж. Нго сюже-
том была аллегория, включавшая изо-
бражения музыкальных инструмен-
тов (мандоры, флейты, виолы). Мал-
ларме разглядывал его вечером, окно с
витражом освещал закат, который
усилил интенсивность нанесенных на
стекло цветов. Они менялись, реаги-
руя на постепенное угасание света.
Этот витраж стал источником мега-
форы „музыка молчания“, принесшей
славу восприимчивости Малларме.
Звук или молчание длятся во време-
ни, и метафора Малларме отразила
его мгновенную иллюзию, что „в по-
лумраке витража“ краски заполняют
не поверхность стекла (плоскость в
пространстве), а отсутствие звука -
время.
Иллюзия музыки, которая возникла
у Малларме, напоминает об одном
мрачном рассказе'. Его герой — гол-
ландец XVII века. Этот человек долго
пишет картину с изображением лежа-
щей женщины. Он уверен, что, ис-
пользуя сочетания бликов и теней,
„бесследно уничтожил рисунок и вся-
кую искусственность п придал лини-
ям тела округлость, существующую в
природе“. Между тем он безумен, и его
картина —
это „хаос красок, тонов, не-
определенных оттенков, образующих
некую бесформенную туманность“.
Только в углу картины зрители увиде-
ли „кончик прелестной ноги.
.. обло- 1
1
Имеется н инду рас ска;» Бальзака „Неведомый
шедевр**.
мок, уцелевшим от невероятного, мед-
ленного, постепенного разрушения“.
Точное изображение женщины пре-
вратилось в ее ассоциативный образ
(художника не оставляет уверенность,
что „хаос красок“— это именно она, и
ее можно узнать).
Ассоциативно
(лишь
ассоциативно)
воспринимается то, что выражено му-
зыкой, композицией звуков. И веро-
ятно, бессознательной целью челове-
ка. который превратил в хаос свою
картину, была музыка.
Последний диалог зрителей патети-
чен:
Тут кончается.
.. искусство на
земле.
..
И, исходя отсюда, теряется в не-
бесах."
Рассказ датирован февралем 1832 го-
да, то есть абстракционисты стали пи-
сать столетием позже в стиле, кото-
рый открыл вопреки своему желанию
его герой. Живопись приблизилась к
абсолютной
музыкальной —
ассо-
циативной свободе.
По она не сделалась музыкой, поте-
ряв прежнее подобие зеркальному от-
ражению и прежний идеал — „бесслед-
ное“ уничтожение рисунка. Она пре-
вратилась в великолепный лабиринт.
Увлекшись метафорой Малларме, я
написал о „красках, заполняющих вре-
мя“. Эти слова похожи на экстрава-
гантное определение музыкальных
звуков, связанное с композициями
Клода Дебюсси. Известно, что свои
ноктюрны он писал, стремясь найти
звуковые образы эффектов живопис-
ной светотени, которые увидел на кар-
тинах Джеймса Уистлера.
В ноктюрне Дебюсси „Облака“ сво-
бодные - не скованные романтической
мелодикой —
оркестровые звучания
иногда оттеняет бесстрастное крат-
кое соло английского рожка. Его тем-
ный тембр создает внезапную инто-
нацию тревоги, она медленно рассеива-
ется, когда звуки рожка уходят вниз,
но не исчезает, когда они стихают.
Скольжение облаков
для наблюдателя оста-
ется по ту сторону
звука. Облачные ре-
льефы меняют очер-
тания, бегущие от-
тенки делаются рез-
че в скрытых от пря-
мого света впади-
Тень молнии
пах, которые сглаживаются в течение
нескольких секунд. Если за облаками
следить взглядом, появляется ощуще-
ние. что их движения связаны ритмом.
В ноктюрне Дебюсси смена интона-
ций следует этому подобию немного
неправильного ритма (или ощуще-
нию, что он есть), и благодаря ему на-
ступает согласие музыки с изменчиво-
стью облаков.
Этот ритм обладает той самой лег-
кой неправильностью, о которой пи-
сал Эдгар По,— она делает совершен-
ство утонченным. По прочитал о ней у
лорда Веруламского и затем находил
ее в падении метеора, в облике буйно
растущей лозы и „в звуках некоторых
струн н ы х инструментов“
П о с т а н о в о ч н ы е ф о т о к о м п о з и ц и и и к о л -
л а ж и
/7.
Ш у л е ш к о , к о м п ь ю т е р н а я о б р а -
б о т к а к а д р о в — Г . Б о л о н и н , р а б о т а с к у к -
л о й - I I . В а с и л ь е в ; м о д е л и : А л и н а П о л о б и н -
с к а я , Е л е н а М а к и н а , Е л е н а Т а к о в е ц . С ъ е м к и
п р о и з в е д е н ы с л а й д -с т у д и е й
А б р и к о л ь ".
Аудио М агазин 3/1998
предыдущая страница 121 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 123 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст