тю м у з ы к а
бель, замечательные певцы II. Забела-Вру-
бель, А. Секар-Рожанский, историк В. Клю-
чевский. Влияние этих людей на духовное
развитие Шаляпина сейчас трудно переоце-
нить.
В это время Шаляпин устраивает и свою
личную жизнь: 7 июня (по старому стилю)
1898 года он венчается с И. II. Торнаги. При
регистрации брака в метрической книге церк-
ви села Гагино была сделана следующая за-
пись о женихе: „Вятской губернии н уезда
Вожгальской волости деревни Сырпевой кре-
стьянин Федор Иоанов Шаляпин, православ-
ного вероисповедания, первым браком. Лета
жениха —
25“. В графе о невесте: „Итальян-
ская подданная Иола Игнатьевна Лопрести.
католического вероисповедания, первым бра-
ком. Лета невесты —
25“.
1898 год знаменуется еще одним, теперь
уже историческим событием: в Частной рус-
ской опере состоялась премьера „Бориса Го-
дунова“—
Шаляпин впервые в роли царя Бо-
риса. К этому времени для всех стало очевид-
ным то, что Шаляпин - одна из самых ярких
фигур в русском искусстве на рубеже XIX и
XX веков. В газете „Русские ведомости" от
10 декабря писалось: „Начиная с грима и
кончая каждой позой, каждой музыкальной
интонацией, это было нечто поразительно
живое, выпуклое, яркое. <„.> Неотразимо
сильное впечатление производит в исполне-
нии г. Шаляпина сцена галлюцинаций Бори-
са; потрясенная публика без конца вызывала
после нее артиста“.
Осенью 1898 года Шаляпин привлек вни-
мание недавно вступившего в должность уп-
равляющего Московской конторой Импера-
торских театров I). Теляковского. В своем
дневнике Тсляковскпй сделал запись:.
..Ме-
ня особенно интересовал Шаляпин. Я чувст-
вовал, что тут настоящее и очень важное для
театра и меня дело.
Я решил немедленно пригласить Шаляпи-
на на императорскую сцену". Далее Теляков-
ский пишет:.
..Шаляпин в Мариинском теат-
ре получал две тысячи четыреста рублей в
год,—
если же его отпустили, значит, находи-
ли, что он этих денег не стоит. Теперь у Ма-
монтова Шаляпин получает шесть тысяч руб-
лей. значит, ко мне меньше десяти-двенадца-
ти тысяч не пойдет, ибо в Москве имеет ус-
пех“. После продолжительных секретных пе-
реговоров с Теляковскнм Шаляпин согласил-
ся наконец меть на Императорской сцене
Большого театра в Москве. Его первое вы-
ступление состоялось 24 сентября 1899 года
в роли Мефистофеля („Фауст“).
Так как зрелище обещало быть грандиоз-
ным, на спектакль собралась вся Москва.
„...Стоило только из-под земли появиться Ме-
фистофелю,- пишет Теляковскнй.
н театр
превратился в море рук, яростно аплодиро-
вавших Шаляпину“. Это был настоящий,
причем заслуженный триумф.
Сейчас нельзя без улыбки читать следую-
щую запись в дневнике В. Теляковского:
„В 2 часа присутствовал с Директором
|И. А. Всеволожским] па репетиции „Жизни
за царя" с Шаляпиным, который, несмотря на
светскую обстановку, производил настоль
сильное впечатление своим пением, что Цы-
бущепко (Антонида) расплакалась и едва
могла продолжать свое пение".
В Большом театре Шаляпин сразу стал ку-
миром теперь уже самой аристократической
публики Москвы. Принять Шаляпина в сво-
ем доме почитаюсь за великую честь. В янва-
ре 1900 года его с С. Рахманиновым пригла-
сили в дом к графу Л. Н. Толстому. Шаляпин
Ф. Шаляпин
,
С.-Петербург, 1899 г.
потом вспоминал об этом визите: „Нам пред-
ложили, конечно, чаю, но не до чаю было мне.
Я очень волновался. Подумать только, мне
предстояло в первый раз в жизни взглянуть в
лицо н в глаза человеку, слова и мысли кото-
рого волновали весь мир“. Шаляпина попро-
сили спеть. Под аккомпанемент С. Рахмани-
нова он спел несколько вещей, в том числе
песню Даргомыжского „Старый капрал“. Да-
лее читаем у Шаляпина: „.
..Он [Толстой | с
интересом следил за моим лицом, глазами и
ртом. Когда я со слезами говорил последние
слова расстреливаемого солдата: «Дай бог до-
мой вам вернуться*,—
Толстой вынул из-за
пояса руку и вытер скатившиеся у него две
слезы“. Позже Лев Николаевич не лучшим
образом отозвался о прослушанных им „Пе-
сне о Блохе" (Мусоргского) и только что на-
писанной Рахманиновым балладе „Судьба".
При этом похвалил исполнение „Ноченьки“,
сказав, что Шаляпин поет эту песню по-на-
родному, без вычурности и подделки под на-
родный стиль. (Рахманинов на протяжении
долгих лет носил в себе горечь от этого вече-
ра. находя отзыв Толстого обидным и неспра-
ведливым.)
9
марта 1900 года состоялся сольный кон-
церт Шаляпина в Большом зале Благородно-
го собрания при участии А. Гольденвейзера и
С. Рахманинова (фортепьяно). Зала Собра-
ния была до отказа заполнена блестящей
публикой, восторженно принимавшей музы-
кантов. Об участии Шаляпина в этом кон-
церте пресса сообщала: „.
..В лице г. Шаляпи-
на у нас явился первоклассный артист, про-
кладывающий совсем новые пути, неведомые
до сих пор нашим певцам, почти поголовно
погрязшим в воспроизведении шаблонных
эффектов вокального искусства“. Есть одна
любопытная запись в дневнике В. Теляков-
ского, относящаяся к тому времени: „22 апре-
ля 1900 года. Сегодня Шаляпин и Собинов
были приглашены вечером к великому князю
Сергею Александровичу| и пели в присут-
ствии государя и государыни императрицы.
Оба они удостоились высочайшего одобре-
ния и похвал, как от государя, так и от Мини-
стра Двора”.
В начале мая 1900 года Шаляпин неожи-
данно получил телеграмму от Миланского те-
атра „bi Scala“, где ему предлагалось петь Ме-
фистофеля в опере Бойто. „Сначала я поду-
мал. что это чья-то недобрая шутка.
..“—
вспо-
минает Шаляпин. Он посылает в Милан теле-
грамму с просьбой повторить предложение.
Получив подтверждение. Шаляпин растерял-
ся: „Я нс пел по-итальянски, не знал оперу
Бойто и не решался ответить Милану утвер-
дительно“. Запросив за 10 спектаклей огром-
ную но тем временам сумму 15000 франков,
Шаляпин рассчитывал, что дирекция „1л Sca-
la“ не согласится. 11о дирекция согласилась на
эти условия, и певцу ничего не оставалось,
как взяться за разучивание оперы н обдумы-
вание роли.
У Шаляпина тогда родилась идея сыграть
Мефистофеля голым —
но как выйти на сцену
голым н не шокировать при этом публику?
Поговорив с художником А. Головиным и вы-
слушав его советы, Шаляпин в конце концов
соглашается, что нужно играть Мефистофеля
оголенным только до пояса.
Предусмотренный контрактом срок вы-
ступления в „bi Scala“ приближался. В конце
февраля 1901 года Шаляпин вместе с женой
11. Торнаги приезжает на свои первые гастро-
ли в Милан.
Репетиции „Мефистофеля“ проводил тог-
да совсем еще молодой Артуро Тосканини.
Па первой репетиции он показался Шаляпи-
ну очень свирепым. Сделав скупые замеча-
ния участвующим в онере артистам. Тоска-
нини о пении Шаляпина не проронил ни
единого слова. Вторая репетиция начина-
лась с Пролога. Шаляпин так описал произо-
шедшее:
„Я вступил полным голосом, а когда кон-
чил, Тосканини на минуту остановился и. с
руками, еще лежавшими на клавишах, накло-
нив голову немного вбок, произнес своим ох-
рипшим голосом:
Браво.
Это прозвучало неожиданно и точно выст-
рел". Шаляпин в первое мгновение не понял,
кого похвалил Тосканини, и поэтому оглянул-
ся. Но на сцене, кроме него, никого не было.
После репетиции директор театра ласково
сообщил Шаляпину: „Рад сказать вам: вы
очень понравились дирижеру". Затем предло-
жил обсудить его костюмы в спектакле.
„В Прологе я думаю изобразить Мефи-
стофеля полуголым.
..“- сказал Шаляпин.
Ф. Шаляпин. Одесса, 1902 /.
Аудио М агазин 3/1998
предыдущая страница 119 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 121 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст