м у з ы к а 117
зависти ко мне и даже не подозревал, что она
существует на сцене“. И. Пеняев (статики
затем другом Шаляпина) так рассказывает о
дебюте Шаляпина в роли Стольника: „Успех
был громадным, и я к душе порадовался за
Шаляпина. После такого успеха С.-Самар-
скнй «великодушно* прибавил Федору Ива-
новичу
пять рублей.
Теперь Шаляпин, быв-
ший раньше в загоне у хористов, которые зло
насмехались над ним и шутили над его ко-
стюмом п неповоротливостью, сразу выра-
стает на целую голову и приобретает всеоб-
щее внимание“.
Начиная с 1891 года Шаляпин поет в хоре
в разных провинциальных театральных труп-
пах. с которыми гастролирует по городам
Средней Азии и на Кавказе. Ему теперь часто
поручают сольные партии, но денег по-преж-
нему платят мало. В июле 1892 года, после
распада труппы Р. Ключарева, с которой Ша-
ляпин гастролировал в Тифлисе, певец, остав-
шись совсем без денег, поступает в главную
бухгалтерию Закавказской железной дороги
на должность писца с оплатой I рубль поден-
но. 11о уже в августе бросает службу. Собира-
ясь уезжать из Тифлиса, он вдруг вспоминает,
как сослуживцы уговаривали его поучиться у
местного профессора пения Д. Л. Усатова,
бывшего артиста Императорских театров.
„Понду к Усатову! Чем я рискую?“
сказал
себе тогда Шаляпин.
Он действительно пошел к Усатову и спел
ему. Последовала длинная пауза, и Шаляпину
показалось, что спел он плохо. „Что же, мож-
но мне учиться петь?“
спросил Шаляпин.
„Должно!“- последовал ответ. Затем Усатой
сказал: „Вы будете получать от меня 10 руб-
лей в месяц. Вот вам за два вперед!“
„Л что
нужно делать?"
„Ничего. Нужно учиться
петь и получать от меня за з го но 10 рублей в
месяц“. Шаляпин в своих воспоминаниях по-
том отметил: „Я был поражен. Впервые видел
я такое отношение к человеку“.
Школа Усатова, а также Тифлисский музы-
кальный кружок, в котором участвовали уче-
ники Усатова. помогли Шаляпину не только
развить технические возможности своего го-
лоса. но также сформировать эстетическое и
художествен нос чутье.
С 1893 года началась карьера Шаляпина
как оперного певца. Получив весьма прилич-
ную подготовку у Усатова. в сентябре этого
года Шаляпин заключает контракте оперной
антрепризой В. II. Любимова и В. Л. Форкат-
ти на зимний сезон в Тифлисском оперном
театре, теперь уже в качестве солиста труппы.
Тогда театр ставил „Фауста“, и в нем Шаля-
пин впервые выступил в роли Мефистофеля.
Композитор и музыкальный критик В. Кир-
санов так описывает свои впечатления от это-
го спектакля: „Г. Шаляпин по обыкновению с
чертовской смелостью провел партию Мефи-
стофеля и по требованию публики повтори.!
серенаду 3-го акта, хотя последний смех его
па зо1 но обыкновению произвел неприятное
впечатление“. Кроме „Фауста“, в Тифлис-
ском театре Шаляпин участвует в „Аиде“
Верди (в роли Родомеса), „Паяцах“ Леонка-
валло (в роли Тонно), в „Евгении Онегине“
(в роли Гремина) и других спектаклях. Одно-
временно он продолжает занятия в классе
11
р< »фессора Усатова.
В мае 1894 года сезон в Тифлисском город-
ском театре закончился. Оставшись без дела,
Шаляпин решает ехать в Москву. Она каза-
лась ему центром артистической жизни. Од-
нако в Москве было межсезонье, и Шаляпи-
ным никто не заинтересовался. Тогда он обра-
тился в частное театральное агентство Рассо-
хиной и при его посредничестве заключил
контракт г Санкт-Петербургским театром
„Аркадия“. Едет в Петербург, однако почти
сразу, причем со скандалом, разрывает кон-
тракт и устраивается в труппу товарищества
„Панаевский театр“.
18
сентября 1894 года. В Панаевском теат-
ре открытие сезона. „Фауст“. Шаляпин в ро-
ли Мефистофеля. В „Петербургской газете“
от 20 сентября появилась рецензия на этот
спектакль, в которой говорилось: „Мало опы-
тен г. Шаляпин —
Мефистофель. Он был
плохо гримирован. Публика привыкла к бо-
лее оживленному и более элегантному ис-
полнению этой партии. Голос его хорош. Не
следует делать только безобразной ферматы
в серенаде, как потому, что она антимузы-
кальна, так и потому, что она у него некраси-
во выходит“.
17
октября Шаляпин впервые выступил в
роли Бертрама в опере „Роберт-Дьявол“
(Мейербера)
и снова „Петербургская газе-
та" критически отзывается о Шаляпине:
„Г. Шаляпину положительно рано и вредно
для голоса браться за Бертрама“. 11
далее: „Го-
лос его нравится, и он действительно хорош;
поэтому ему аплодировали, но он по художе-
ственному исполнению аплодисментов не за-
служил.
..“ Несмотря на нелицеприятные от-
зывы в прессе, у публики Шаляпин пользует-
ся все большими симпатиями. „.
..Б партии
Мефистофеля,- сообщает газета «Новости*
от 15 декабря 1894 года,—
| Шаляпин | был.
..
особым предметом для оваций, которые со-
провождали почти каждый его выход“. Наи-
большим успехом пользовалось спетое им
„Заклинание цветов“ (в 3-ем действии).
Б то время в Панаевском театре Шаляпина
в первый раз услышал известный заводчик п
меценат Савва Мамонтов. Своими впечатле-
ниями он поделился с Коровиным: „А Шаля-
пин
это настоящая сила. Какой голос! Ре-
пертуара. говорит, нет. Но поет! Б консервато-
рии не был. хорист, певчий. А кто знает,—
нс
сам ли он консерватория?“
Мамонтов п Коровин, е которыми Шаля-
пин тогда еще не был близко знаком, сговори-
лись разыскать Шаляпина и сделать ему
предложение петь в труппе Частной русской
оперы.
„Поехали все искать Шаляпина,—
вспоми-
нает Коровин.
Он жил на Охтс, снимая ком-
нату в деревянном двухэтажном доме, во вто-
ром этаже, у какого-то печатника. Когда мы
постучали в дверь, отворил сам печатник.
<...>
Дома нет.
А где же он, не знаете ли вы? —
спросил
Мамонтов.
Да его уже больше недели нет. Черт его
знает, где он шляется. Второй месяц не пла-
тит. Дает рублевку. Тоже жилец! Приедет
орет. Тоже приятели у нею. Пьяницы все. ак-
теры. <.
..>
<...>
Вот здесь он живет,
показал хозяин.
Я увидел узкую, неубранную кровать со
смятой подушкой. Стол. На нем в беспорядке
лежали ноты. Листки нот валялись и на полу,
стояли пустые пивные бутылки“.
Б Панаевском театре Шаляпину платили
даже меньше, чем в Тифлисском оперном теа-
тре. отчего он часто недоедал, да и за кварти-
ру платить было нечем. Б то же время по Пе-
тербургу упорно ходили слухи, что у Шаля-
пина „настоящий голос“ и что его пригласили
петь в Мариинский театр.
Как оказалось, слухи имели подсобой поч-
ву. Шаляпиным действительно заинтересова-
лись в Его Ими. Бел. Мариинском театре.
1
февраля 1895 года его пригласили на пробу.
В прослушивании участвовал дирижер Ма-
риинского театра Э. Направник, а также ве-
дущие певцы Г. Кондратьев, IГ Фишер и дру-
гие. После пробы Шаляпин подписал кон-
тракт. но которому он был зачислен солистом
в труппу Мариинского театра сроком на три
года.
Итак, в недалеком прошлом хорист про- '
винциальных театров, теперь солист Мариин-
ского театра, в труппе которого тогда пели
блистательные оперные артисты М. Фигнер.
А. Вольска, Б. Куза, Е. Мравина, Е. Збруева,
М. Славина, Л. Яковлев, а также Н. Фигнер,
Ф. Стравинский. И. Тартаков, А. Давыдов,
А. Антоновский.
5
апреля 1895 года в Мариинском состоял-
ся дебютный спектакль Шаляпина, где он
выступил в роли Мефистофеля („Фауст“).
„Петербургская газета“ от 7 апреля так ком-
ментирует этот дебют: „Мы неоднократно от-
мечали качества этого талантливого юного
артиста во время пребывания его в злосчаст-
ном панаевском товариществе и всегда ука-
зывали, что место ему на большой сцене, где
ему не придется надрываться, работая еже-
дневно. Теперь г. Шаляпин достиг желаемой
всеми артистами пристани, и пожелаем ему
успехов.
.."
В следующем спектакле Шаляпин высту-
пил в роли Руслана („Руслан и Людмила“
Глинки), затем он участвует в опере „Кармен“
(Бизе) в маленькой роли Пункт. Газета „Но-
вости“ от 7 сентября сообщает об этом дебю-
те: „Б противоположность г. Стравинскому,
г. Шаляпин придал своей роли сплошь коми-
ческий оттенок. Это не лишено своеобразно-
сти, но при этом г. Шаляпину следует обра-
тить серьезное внимание на угрожающую в
таких случаях неопытным артистам опас-
ность впадать в шарж“.
Тогда в Мариинском театре Шаляпина
можно было услышать в операх „Вертер“
(Массне).
„Дубровский“
(Направника),
„Жизнь за царя“ (Глинки), „Демон“ (Рубин-
штейна). „Русалка“ (Даргомыжского). „Евге-
ний Онегин“ (Чайковского) и „Князь Игорь“
(Бородина).
Пресса теперь положительно отзывается о
Шаляпине. У публики же его успех необычай-
но велик. Все это похоже на сказку, однако за
полтора года до истечения контракта Шаля-
пин уходит из Мариинского театра. Его все-
таки переманивает в Москву Савва Мамонтов
в свой театр Частной русской онеры. Газе-
та „Новости сезона“ от 21 сентября 1896 года
писала: „Артист императорской оперы в Пе-
тербурге г. Шаляпин вступил в состав труппы
Солодовни конского театра. Дирекция в ли-
це г-жи Винтер платит неустойку за г. Шаля-
пина“.
Причиной ухода Шаляпина из Мариинско-
го театра был, как многие считали, его „норов“,
неуживчивость. Шаляпин действительно ча-
сто вступал в конфликты и с дирижером, и с
дирекцией театра, однако немалую роль в его
решении уехать в Москву сыграл и начавший-
ся его роман с примой-балериной Мамонтон-
ского театра И. П. Торнаги (урожденная Ло
Прести), которая стала затем его женой.
Театр С. Мамонтова являл тогда собой
что-то вроде эпицентра культурной жизни
России. Шаляпин оказался среди цвета рус-
ской художественной интеллигенции. У Ма-
монтова постоянно бывали и сотрудничали с
ним композиторы С. Рахманинов, II. Рим-
ский-Корсаков. А. Глазунов, В. Стасов, ху-
дожники К. Коровин. А. Головин. М. Вру-
Аудио М агазин 3/1998
предыдущая страница 118 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 120 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст