м у з ы к а
т в
та,— что я Дон-Кихот. Я просто забы-
ваю себя. Вот и все“.
Те. кто сталкивался с Шаляпиным в
обыденной жизни, часто становились
невольными участниками его „дет-
ских“ проказ с перевоплощениями.
Вот одна из подобных историй, кото-
рая врезалась в память аккомпаниато-
ру Шаляпина Джеральду Муру. Как-
то Фред Гайсберг предложил ему на-
вестить Шаляпина (дело происходило
в Глазго). Мур вспоминает:
„Шаляпин сидел в постели с едой,
которую он позволял себе до концер-
та,— вареное яйцо и кофе. <.
..>
Ну что, Федор Иванович, все в
порядке?
И тут я увидел трагическую сцену
смерти Бориса Годунова: поднимающе-
еся из глубины рыдание контрабасов,
нависшие брови, опустившиеся в отча-
янии углы рта и — я услышал страш-
ные слова: «Они не принесли мне со-
ли!» Фред немедленно вызвал пре-
ступника и учинил ему такой разгром,
что мне стало жать бедного официанта.
Я кинул взгляд на Шаляпина: выраже-
ние святого великомученика немед-
ленно слетело с его лица и он подмиг-
нул мне, как проказливый школьник.
Он был очень доволен собой“.
Повседневная жизнь Шаляпина ка-
залась многим свободной от какой-ли-
бо работы, сумбурной, заполненной
ночными кутежами и невероятными
инцидентами, розыгрышами и г
рубы-
ми выходками но отношению к парт-
нерам по сцене. К. Коровин писал:
„Своей
подвижностью,
избытком
энергии, множеством переживаний
веселье, кутежи, ссоры — он так себя
утомлял, что потом засыпал на двад-
цать часов и разбудить его не было
возможности. Особенностью его было
также, что он мог постоянно есть“.
11
икто не мог понять, когда в голове
артиста рождаются его сценические
образы, отточенные до мелочей музы-
кальные интерпретации. О том, что
работа над ними велась Шаляпиным
систематически, свидетельствуют за-
писи, каждая из которых аккумулиру-
ет ранее найденные им „чуть-чуть“ и
созданные вновь.
И все же как при таком образе жиз-
ни Шаляпину удавалось творить, при-
чем целенаправленно? Ключом к по-
ниманию этого, мне кажется, может
стать следующий эпизод. Как-то вес-
ной 1901 года Шаляпину было разре-
шено несколько подправить режиссер-
скую часть постановки „Бориса Году-
нова“ в Большом театре. В. Теляков-
ский, директор Императорских теат-
ров, вспоминает: „На репетициях «Бо-
риса» я впервые увидел Шаляпина как
режиссера и тут лишь понял, что зна-
чит настоящий оперный режиссер, то
есть режиссер, во всех своих замыслах
исходящий из данной оперной музы-
ки. Простота, ясность, логичность и
здравый смысл вытекали из каждого
его замечания“. Моя догадка состоит в
том, что всю свою жизнь Шаляпин
был сам себе режиссер, причем гени-
альный. Все, что происходило с ним,
на самом деле было подчинено како-
му-то малопонятному окружающим
великому режиссерскому замыслу.
Чтобы разглядеть эту режиссерскую
работу в хаотичной, на первый взгляд,
жизни Шаляпина, попробуем посмот-
реть на отдельные ее эпизоды с более
близкого расстояния. Часто только ме-
лочи позволяют нам увидеть истинные
мотивы поступков личности такого
масштаба, как Шаляпин. Набив руку
на написании собственных мемуаров,
попробую в хронологическом порядке
представить читателю наиболее важ-
ные и интересные события из жизни
великого певца.
Х
р
о
н
и
к
а
ж
и
з н
и
Ш
а
л
я
п
и
н
а
Часть первая
Творчество возможно лишь при допущении
свободы, не детерминированной бытием, не
выводимой из бытия.
II. А. Бердяев. Самопознание
Федор Шаляпин родился 1
февраля 1873 го-
ла в Казани. Его родители были выходцы из
государственных крестьян Вятской губернии.
Семилетнего Федю отец отдает в частную
подготовительную школу, н хотя учеба дава-
лась мальчику сравнительно легко, спустя год
он был отчислен из-за романа с одноклассни-
цей. И вообще с начальным образованием
Шаляпину не везло: „Вскоре я поступил в
четвертое приходское училище, но и оттуда
живо выскочил.
.."
Первое знакомство Федора с хоровым пе-
нием состоялось в девятилетием возрасте, в
1882 году. Была зима, он катался на деревян-
ном коньке на площади в Казани. Сильно за-
мерз и решил согреться в церкви. Шла вечер-
няя или всенощная. Свои детские впечатле-
ния Шаляпин описывает так: „II гут услышал
я. как ноет хор. Б первый раз в жизни я услы-
шал стройный напев, составленный из разных
голосов. <.
..> Это было для меня изумительно
її чудесно. Когда я подошел поближе к клиро-
су, то, к моему удивлению, увидел впереди
стоящих мальчиков, такого же приблизитель-
но возраста, как я сам. <.
..> Поют ровесники,
такие же малыши, как я. Почему бы п мне не
петь в хору?“
Тогда же юный Федор знакомится с реген-
том хора И. Щербинским. который обучает
его нотной грамоте,—
и чуть позже устраива-
ется к нему в хор певчим за скромное жалова-
нье полтора рубля в месяц. Отцу увлечение
сына хоровым пением не понравилось, и он
отдал его в обучение сначала к сапожнику, а
затем к токарю. Но к ремеслам душа мальчи-
ка явно не лежала, и Федор наперекор отцу
продолжает петь в хоре.
Оперу
Шаляпин впервые услышал в
одиннадцать лет. Это была „Жизнь за царя“
Глинки, поставленная в городском театре.
„...Изумило меня то,—
вспоминает Шаля-
пин,- что существует жизнь, в которой люди
вообще обо всем поют, а не разговаривают,
как это установлено па улицах н в домах Ка-
зани. Эта жизнь нараспев не могла не ошело-
мить меня".
Время шло. Для постановки спектаклей в
городском театре Казани собирались хоры
всех окрестных церквей. В таком сборном хо-
ре пел и семкадцатилетиий Шаляпин. Про-
винциальная актриса той поры А. Смолина
вспоминает:.
..Я никогда не слыхала его голо-
са, а только видела над толпой его голову с
широко разинутой пастыо. Но кто мог поду-
мать, что этот весьма неказистый на вид па-
рень, которого в „адмиральский час” актеры
посылали за колбасой и водкой, превратится
через какой-нибудь десяток лет в выдающего-
ся певца“.
Шаляпину жилось несладко. В церковном
хоре ему платили так мало, что денег не хвата-
ло не только на одежду, но и на еду. Однако
Шаляпин не думает отказываться от занятий
пением. В середине 1890 года он заключает
свой первый театральный контракт: устраи-
вается хористом в Уфимский театр комиче-
ской оперы и оперетты. Впоследствии антре-
пренер труппы С. Семенов-Самарский так
описал это событие: „Вошел молодой человек,
застенчивый, неуклюжий, длинный. Очень
плохо одетый, чуть ли не на босу ногу сапоги,
в калошах. Стал предлагать своп услуги в хор.
Это и был знаменитый теперь Шаляпин”.
В конце 1890 года Семенов-Самарский
предложил Шаляпину спеть партию Столь-
ника в опере Монюшко „Галька" вместо заар-
тачившегося тогда помощника режиссера, ко-
торому была распределена эта роль. „Я испу-
гался, зная, что это партия не маленькая и от-
ветственная.
вспоминает Шаляпин,—
Я
чувствовал, что нужно сказать: «Нет. не мо-
гу». И вдруг сказал: «Хорошо, могу». <.
..>
...На репетиции я спел партию стольника,
хотя и со страхом, с ошибками, но всю спел.
Товарищи одобрительно похлопывали меня
но плечу, хвалили. Зависти я не заметил пи в
одном из них. Это был единственный сезон в
моей жизни, когда я не видел, не чувствовал
Ауяио М агазин 3/1998
предыдущая страница 116 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн следующая страница 118 АудиоМагазин 1998 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст