и с п ы т а т е л ь н ы й стен и
139
выскочит заяц. Или ничего не вы-
скочит.
Чем закончился сеанс магии с пол-
ным ее разоблачением, читатели, я ду-
маю. помнят. І
Іо все равно настала по-
ра объяснить, что же, собственно, оз-
начают разноцветные кривые на гра-
фиках и как ото все связано ео звучани-
ем; надеюсь, меня минует судьба пред-
седателя акустической комиссии мо-
сковских театров А. А. Семллеярова.
л іобі п ел я разъясиен п и.
Что мы можем измерить
A. „АТВ 4.0“ умеет подавать сину-
соидальный сигнал с частотой от
I до
30000 Гп. Измеряются АЧХ и ФЧХ но
звуковому давлению или но электри-
ческому тракту, частотная зависимость
модуля и фазы сопротивления АС или
отдельных головок громкоговорителя,
вычисляются резонансная частота, ме-
ханическая п электрическая доброт-
ность н ир.
B. Можно использовать октавный
(отношение верхней п нижней гра-
ничных частот спектра равно
2
- на-
пример,
20
и 40 Гн) илитретьоктавный
(отношение частот равно
2
' ‘=
1,20
например,
20
и 25 Гп) шум. На шумо-
вом сигнале измеряются АЧХ АС п
акустические характеристики помеще-
ний. Измерениями па шуме дополня-
ются измерения на синусоидальном
сигнале. У хорошей акустической си-
стемы и втом и в другом случае долж-
на получаться горизонтальная АЧХ.
C. „АТВ“ умеет испытывать аку-
стические системы не только стацио-
нарными (синус и шум), но и импуль-
сными сигналами. Это очень важная
способность, поскольку при испыта-
ниях на стационарном воздействии
измеряется характеристика в устано-
вившемся режиме, а в громкоговори-
телях бывают еще и переходные про-
цессы. На синусоидальном сигнале
время измерения существенно больше
периода сигнала и переходные процес-
сы успевают закончиться. Ирм испы-
тании импульсными сигналами легче
заметить следы динамической неус-
тойчивости диффузора, стоячие вол-
ны в корпусе, всякие резонансы, обу-
словленные конструкцией АС. Тема
бездонная, трудно только интерпрети-
ровать результаты: связь переходных
процессов с качеством звучания неоче-
видна.
Б. „АТВ“ измеряет коэффициенты
второй и третьей гармоник в диапазо-
не частот от 1 до 20000 Гн
это обще-
принятая мера нелинейных искаже-
ний. Если быть точным, реально из-
меряется К на частотах до 17 кГц, гар-
монпкн более высокочастотных сигна-
лов просто не попадают в полосу про-
пускания системы. Для измерения не-
линейности служит II режим анализа-
тора спектра. Можно испытывать аку-
стические системы и полигармониче-
скнм сигналом, но его придется созда-
вать самостоятельно, например взяв
несколько генераторов.
Измеряемые параметры. 2
1.
АЧХ АС на акустической оси
Физическая природа электроаку-
стического преобразования такова, что
вся энергия электрического сигнала в
конце концов превращается в тепло: на-
гревается катушка, сама головка, ок-
ружающий воздух, стены, уши слуша-
теля. Но на разных частотах это про-
исходит по-разному.
Традиционно измеряют АЧХ в уста-
новившемся режиме при воспроизве-
дении синусоидального сигнала или
третьоктавного шума. Если в этих ре-
жимах АЧХ получается кривая, то на
идеальный звук рассчитывать не при-
ходится. Если все гладко, это еще не
повод для восторгов. В таких измере-
ниях все переходные процессы успе-
вают закончиться, а при воспроизве-
дении реального музыкального сигна-
ла наоборот, только переходные про-
цессы и остаются.
На что следует обратить внимание,
разглядывая АЧХ? Главное —
глад-
кость. Плавные спады и подъемы (1
2 дБ на октаву) малозаметны на слух,
а вот выраженные пики и провалы вы-
зывают окраску звучания, особенно
ощутимо проявляющуюся на средних
частотах: от 300 Гн до 2 -3 кГц. 11анбо-
лее вероятная причина такой нзрезан-
ности — дифракционные явления на
корпусе АС: в этом случае звучание
обычно заметно окрашено. Собствен-
ная неравномерность АЧХ головки
громкоговорителя влияет па звук мень-
ше, да и встречается гораздо
реже.
I
^равномерность АЧХ на частотах
выше 3 5 кГц связана обычно и с ди-
фракцией на корпусе, н с самой го-
ловкой; определить, что же вносит
основной вклад, можно по результа-
там измерений вне акустической оси.
Чем выраженное дифракционная кар-
тина, тем сильнее изменяется АЧХ
при смещении микрофона от аку-
стической оси АС и тем сильнее ок-
рашено звучание. Обычно замет-
ность такой окраски уменьшается
при удалении слушателя от АС. Так
что большим АС —
большое расстоя-
ние при прослушивании.
Подъем АЧХ на самых низких часто-
тах, около резонанса
1111
-головки, сви-
детсльствует о „вытягивании* диапазо-
на воспроизводимых частот за счет по-
вышения добротности 114-звена или о
дефекте конструкции. Обычно такой
подъем сопровождается „бубнением“.
Существуют еще два метода измере-
ния АЧХ.
1.
Импульсный.
На АС подается ко->
роткий импульс с известным спек-
тральным составом. Сигнал с микро-
фона записывается, затем спектр по-
лученного сигнала сравнивается со
спектром исходного. Если спектры
совпали, то АЧХ горизонтальна, а если
нет - следует ожидать тембральной
окраски звучания. Испытательные
сигналы, используемые в разной изме-
рительной аппаратуре, различаются,
это затрудняет сравнение результатов,
полученных в разных условиях.
У идеальной АС „статическая“ и „ди-
намическая“ АЧХ совпадают: обе гори-
зонтальны. Если АЧХ различаются
а обычно это бывает на частотах раз-
деления полое, вблизи резонансных
частот,
значит, можно ожидать появ-
ления тембральной окраски, наруше-
ния тонального баланса. Оцепить ко-
личественно влияние искажений АЧХ
па звучание чрезвычайно трудно, по-
роги заметности „динамических“ иска-
жений АЧХ изучены слабо. Собствен-
но, потому п нет таких измерений в
числе типовых.
11.
Метой йинамическихпереходных
спектров
(известный и под другими
названиями). I Гшсряется характер на-
растания и спада звукового давления,
создаваемого АС на разных частотах.
Вот где видны нее скверные свойства
электроакустического преобразовате-
ля: сначала он запасает энергию, вме-
сто того чтобы отдавать, а потом отда-
ет накопленное, задержав, как оклады
бюджетникам.
Заметность такой самодеятельности
АС изучена не очень хорошо. Отметим
только, что на малом расстоянии кар-
тину создает собственное излучение
громкоговорителя, при удалении от АС
возрастает вклад помещения. Если ре-
зонансные частоты АС и помещения
совпали, звук будет иметь заметную
тембральную окраску, „резонансные“
участки спектра окажутся подчеркну-
тыми - поднятыми или подавленны-
ми. Пострадает звучание „быстрых"
инструментов, таких как гитара, банд-
жо, клавесин.
2
.
Направленность
Обычно на низких частотах (до 200-
500 Гн) направленности пет никакой,
она проявляется только тогда, когда
размеры излучателя становятся сопо-
ставимы с длиной волны сигнала ii.ni
превышают ее. 11а частоте .'500 Гн дли-
предыдущая страница 141 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 143 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст