132
м у з ы к а
голоса, пакистанца по происхождению,
исполнителя так называемой „Qawwali
music“ Нусрата Фатеха Али Хана.
„Qaww ali" переводят на англнііекпй
как „utterance“ („изречение, дар сло-
ва"), на русский язык рискнем переве-
сти как „боговдохновенность“: иначе
говоря, Qawwali (затрудняюсь напи-
сать это слово кириллицей)
боже-
ственная, данная Богом музыка. А
Qawwal
музыкальный выразитель
Божественной власти. „Мы не поем,
нечто заставляет нас петь",-
вот что
говорят исполнители Qawwali. Это
музыка суфизма, мистического на-
правления ислама, имеющая целью
возвысить дух, приблизить н испол-
нителя и слушателя к Аллаху. Что же
касается собственно звукового строя
Qawwali music, то это одноголосное
пение основано на квартовых ладах, с
обилием мелизмов. (Кто не понял, я
не виноват.)
Нусрат Фатех Али Хан пользовал-
ся огромным уважением н в родном
Пакистане, и в Индии, и в Иране, и во
всем арабском мире. Он считался од-
ним из немногих истинных посредни-
ков между Аллахом и людьми, выра-
зителем воли Бога.
„Star Rise“—
посмертный сборник ре-
миксов песен 11уерата (если вообще мож-
но назвать это песнями). В буклете к
диску один из молодых исполнителен
по имени Джой (Joi) назвал своего учи-
теля Джеймсом Брауном, Джими Хенд-
риксом п Майлзом Дэвисом восточной
музыки (!). Кстати, Джой сделал весь-
ма изящный ремикс темы „Sweet Pain“
(1996). Даже злобный п страшный Аки
Навал (Пропа-Ганди) из „Fun-Da-Men-
tal“ сделал два ремикса песен Нусрата -
лучшие на диске, на мой субъективный
взгляд. То, что
01
in вообще появились на
свет, вызывает удивление: ведь Пропа-
Ганди не слишком большой любитель
общаться с „белыми" людьми, а Нусрат
Фатех Ачи Хан активно сотрудничал с
канадским гитаристом и композитором
Майклом Бруком, с другими американ-
скими и английскими музыкантами. Он
активно пропагандировал Qawwali
music на Западе —
естественно, не без
помощи фирмы грамзаписи „Real World",
созданной небезызвестным Питером
Гэйбриэлом.
Источниками для ремиксов послу-
жили две совместные работы Нусрата
с Майклом Бруком —
альбомы „Mu.su
Mustt“ (1990) п „Night Song“ (1996),
которые я очень люблю. Может быть,
поэтому сборник ремиксов показался
мне довольно слабым. Модной рит-
мической „подкладки“ явно недоста-
точно, чтобы сделать хоть сколько-ни-
будь самобытной эту пластинку. Лучше
слушать оригиналы.
Propellerheads
„Decksandrumsandrockandroll“
Wall of Sound Recordings Wall CDO
/
5
13 компч:шщш, 68:21
В одном из номеров „АМ“ я писал,
что насчитал целых семнадцать групп,
в названии которых есть слово „head"
(„голова“). И вот на свет появились
„Пропеллероголовые“. Сенсация года!
„Propellerheads" начисто „убрала" всех
конкурентов, исполняющих „прогрес-
сивное техно", в том числе „Under-
world" и „The Chemical Brothers“, имев-
ших громадный успех в прошлом году.
Главное достоинство пластинки —
мощный драйв, которого обычно не бы-
вает у других команд тога же направле-
ния, уделяющих основное внимание изо-
бретен ню новых ритмических рисунков.
Здесь с альбомом „Propellerheads“ могут
сравниться лишь две первые компози-
ции последнего диска „The Chemical
Brothers". О „Prodigy“ я не упоминаю
лишь потому, что мне не нравится шу-
миха по поводу последнего альбома этой
группы, хотя драйва у нее предоста-
точно.
„Propellerheads" играет свой, особый
вариант брейкбита, с многочисленны-
ми ебнвкамп ритма и огромным ко-
личеством сэмплов. Поначалу было
очень странно слышать фортепьяно в
музыке такого рода, но используется
оно, особенно на фоне скрэтчей, всегда
к месту и придает (как и другие кла-
вишные) диску „Пропеллероголовых“
весьма оригинальный колорит.
Для исполнения вокальной партии
в „History Repeating“ музыканты при-
гласили не кого-нибудь, а Ширли Бэс-
си. Это лучшая вещь на пластинке, хо-
тя звучит она несколько необычно нй
фоне остальных композиций. Мощная
духовая секция в альбоме техно-груп-
пы?! Да, это действительно нечто. Клип
к этой песне вовсю крутят на ТВ.
В некоторых композициях клавиш-
ные импровизируют так, что слуша-
тель может подумать, будто звучит не-
кий „эйсид-джаз-бэнд“. Несомненно
также влияние ритмики фанка в пар-
тии баса. Соло трубы в „On Her Maje-
sty’s Secret Service“ впечатляет. Но сим-
фонический оркестр в той же теме
впечатляет еще больше. Ну. а то, что му-
зыканты используют в этой компози-
ции музыку Джона Барри из известно-
го шпионского фильма, лично меня не
смущает. Даже великий и могучий
Джон Зорн включает в свои сочине-
ния мелодии из таких фильмов.
В общем, свежо и нестандартно —
да
просто великолепно! Этот альбом —
пока лучший релиз 1998 года. Чем же
ответят на брошенный им вызов про-
чие „прогрессивные технари“?
БГ
„Лилит“
SoLyd Records SLR 0100
Написать что-нибудь о новом аль-
боме БГ? Страшно.
.. БГ —
это почти
икона (говорят), но я устами отца од-
ного моего друга скажу так: БГ —
ша-
ман. Он просвечивает души и вселяет
в них покой и жажду жизни, как Кол-
дун из романа Стругацких „Обитае-
мы іі остров". Он верит в неведомого
Бога и назвал альбом именем апокри-
фической библейской героини — Ли-
лит. Он записал свою очередную пла-
стинку (Бог знает какую по счету) и в
ней, как и всегда, занимается самоци-
тированием. „Нет никакого завтра,
есть только сейчас“—
помните?
На новой пластинке нет энергетиче-
ских хитов вроде „Духовного парово-
за” из „Гппербореи” (альбом „Аквариу-
ма“ 1997 года), зато есть потрясающий
блюз „Тень", в котором гитара Джима
Уилера заставляет вспомнить не то
Питера Грина, не то Элвина Ли. І Іеко-
торые вещи напоминают „Аквариум“
середины 80-х („На ее стороне"), а „Из
Калинина в Тверь“
типичный „Рус-
ский альбом“ (1992). Композиция „Там,
где взойдет луна“ не показалась мне
А удио М агази н 2 /1 9 9 8
предыдущая страница 134 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 136 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст