в о
м у з ы к а
ра для виолончели: вариациям на тему
из геиделевского „Иуды Маккавея“ и
на две темы из „Волшебной флейты“
Моцарта („Ein Mädchen oder Weib-
chen“ и „Bei Männern, welche Liebe
fühlen“). Из шести сонат Бетховена
для виолончели записанной оказалась
только одна! Диск с представленной
программой был бы более уместен в
качестве завершения серии записей с
виолончельной музыкой Бетховена.
Еще обиднее стало после прослуши-
вания диска. При том что это отнюдь
не первая известная мне запись бетхо-
венскон Сонаты № 3 на „оригиналь-
ных инструментах“ (по-моему, одна из
самых лучших
очень экспрессивная
запись А. Бнльсмы с М. Вильсоном),
она сразу же заняла в моем собствен-
ном „рейтинге“ первое место. Такого
стильного, тонкого, интеллектуально-
го исполнения этой виолончельной со-
наты я не слышал никогда - ни на кон-
цертах. ни в записях. Слушая записи
старой музыки, я всегда получал удо-
вольствие от самого „смычка" В. Кёй-
кена: в сонате же Бетховена звучание
итальянского инструмента конца XVII
столе тия просто зачаровывает. Ни „бу-
ри", ни „натиска“ вы здесь не услыши-
те; только мудрый, задумчивый и не-
много печальный (правда, необычно?)
Бетховен.
Справедливости ради надо сказать
и о вариациях: они сыграны дуэтом
В. Кёйкена н Я. Вермелена мастерски.
Но неужели мы так и не дождемся за-
писи виолончельных сюит И.-С. Ба-
ха? По отзывам людей, мнению кото-
рых я вполне доверяю, Внланд Кёй-
кен исполняет их на концертах про-
сто гениально!
Dmitri Shostakovich
Songs
A. Mochalov, Bass; The Orchestra of the M oscow
Chamber Music Theater, A. Levin
Thron/Russinn Disc 17008, 62:49
Совершенно непонятно, зачем запи-
санные па этом диске произведения
Д. Д. Шостаковича надо было объеди-
нять мало что говорящим словом „Пес-
ни" („Songs“). На обложку буклета не
вынесено ни одного названия, нет там
и фамилии дирижера —
Анатолия Ле-
вина. Вообще качество буклета остав-
ляет желать много лучшего. Приятно,
конечно, что в буклете диска, выпушен-
ного на Западе, есть аннотация и на
русском языке, но в ней немыслимое
количество опечаток! Тексты звучащих
на диске сочинений даны в буклете и
по-русски, но в „диком" изображении
латинскими буквами. Как, например,
вам поправится первая строка знаме-
нитого 66-го сонета Шекспира в пере-
воде Пастернака: „Izmuchas vsem, уа
umeret kh.oc.hu“ (на всякий случай „пе-
ревожу": „Пзмучась всем, я умереть
хочу“). 11
постранцу трудно уловить да-
же тень звучания этих слов, а читаю-
щего по-русски слушателя такой текст
тол ы« і раздражает.
Обратимся к содержанию этого до-
вольно редкого —
и уже потому ценно-
го - диска (другого CD с таким набо-
ром произведений Шостаковича я не
знаю). Здесь 11
номеров музыки для
спектакля „Король Лир", он. 58а,—
Песня Корделии и К) несен Шута (со-
чинение 1940 года; спектакль был по-
ставлен Г. Козинцевым в марте 1941 го-
да), шесть романсов на стихи британ-
ских поэтов, on. 140 (1971). „Четыре
стихотворения капитана Лебядкина",
он. 146 (1975), пять романсов для баса
н фортепьяно на слова из журнала
„Крокодил“, оп. 121 (1965). и. наконец,
теперь уже знаменитый „Антиформа-
лнстический раёк“.
Все произведения исполняются од-
ним вокалистом —
солистом Москов-
ского камерного театра Алексеем Мо-
чаловым (только в „Райке“ ему помо-
гает хор). Наиболее удались певцу, на
мой взгляд, острохарактерные миниа-
тюры Шостаковича, которых на диске,
как легко заметить но перечислению,
бол ын
11
исгво. Обладатель хорошего,
подвижного баса, А. Мочалов не утри-
рует и без того полные сарказма тек-
сты, стихотворные п музыкальный. 11о
больше всего обращает на себя внима-
ние мастерство дирижера и собранно-
го им студенческого оркестра, полное
взаимопонимание между дирижером,
вокалистом и оркестрантами (легкие
шероховатости в пьесе „Любовь капи-
тана Лебядкина“ не в счет). IIросто бле-
стящий образец прекрасного взаимо-
действия музыкантов (и прекрасной ин-
терпретации музыки Шостаковича) -
последняя песня Шута (Moderato),
звучащая меньше трех минут миниа-
тюра (как в этой коротенькой компо-
зиции виден композитор!), тончайше
проведенная А. Левиным и отзывчиво
сыгранная оркестром. 11е знаешь, чему
больше радоваться: точно выверенно-
му балансу голоса и инструментов ка-
мерного оркестра, тонкости и серьез-
ности интерпретации пьесы или соб-
ственно музицированию —
какому-то
особенно свежему п очень профессио-
нальному —
молодых инструментали-
стов. То же можно сказать и о других
записанных произведениях, скажем о
романсе на стихотворение Р. Бёрнса „В
полях, под снегом п дождем.
..“ в пере-
воде С. Я. Маршака.
Все произведения исполняются здесь
в версии для голоса и камерного орке-
стра (существуют и иные авторские
варианты некоторых произведений, за-
писанных на диске). Что же касается
„Аптиформалистического райка“, то.
в отличие от записи, сделанной ранее
М. Ростроповичем, тут представлена
полная версия этой сатирической кан-
таты Д. Шостаковича, с ее зловещим
заключIпельным текстом.
Е. Добрушкин
РО К/ПО П
Ofra Haza
„O fra H a za “
BMG(Ariola) 7432144096 2
I I камтинцнн. ') U'iS
Преиеприятнешиее известие для це-
нителей современной ориентальной
музыки: Офра Хаза совсем „опопсела“.
После великолепной во всех отноше-
ниях пластинки „К|гуа“ (1992) мы все
с нетерпением ждали нового диска пе-
вицы. Парочка сигнальных синглов,
выпущенных год назад, обещала но-
Я ВЛС! 111е
эксиерк
I
мен талы
ЮГО КО! I
порт-
ного альбома!, в котором смешиваются
прогрессивное „техно“ и божественный
восточный вокал Офры.
Концерт и -
ка“ мы так и не дождались, зато по-
лучили альбом, в котором с помощью
современных методов аранжировок.
А уяи о М а га зи н 2 /1 9 9 8
предыдущая страница 132 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 134 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст