м у з ы к а
і »
этого семейства). Любопытно, что в
сольных номерах Савалль играет толь-
ко на самых низких по звучанию инст-
рументах, тогда как в составе своего
коллектива „Hespèrion XX“ он всегда
предпочитает тот, что обладает самым
высоким звуком,—
сопрановую виолу
(или „dessus de viole“), совсем неболь-
шой инструмент, который также дер-
жат между колен в вертикальном по-
ложении. Записанные на диске произ-
ведения сами но себе очень просты, как
и полагается танцам или песенкам, а
своей красотой и прелестью они обя-
заны богатой фантазии композиторов,
позволяющей щедро орнаментировать
и варьировать основную мелодию, при-
давать им импровизационный харак-
тер, и мастерству музыкантов, макси-
мально использующих яркие вырази-
тельные возможности этого прекрас-
ного старинного инструмента. На мой
взгляд, запись вполне оправдывает не-
сколько романтизированное, быть мо-
жет, название диска —
„Дух гамбы“.
Это очень изысканная музыка в изы-
сканном же исполнении.
Giovanni Battista
Pergolesi
Salve R egina; S tabat M ater
M. vanderSluis, Gérard Lesne; Clemencic
Consorl, R. Clemencic
Accord 200062.53:41
Трудно сказать, сколько вариантов
этих двух поздних (написанных в
1736 году - в год смерти композитора)
сочинений Джованни Баттисты Пер-
голезп я слышал в записях и на кон-
цертах. Почему-то в самое, можно
сказать, „голодное“ время, в 1960-
1980-е годы, когда невозможно было
ни услышать, ни купить пластинок с
записью вполне безобидных с идеоло-
гической точки зрения светских про-
изведений, именно для „Б1аЬа1 Ма
1
ег"
Перголези делалось исключение. Ско-
рее всего, это недосмотр начальства;
свою роль сыграли и даты жизни ком-
позитора (1710-1736) в совокупности
с вполне непонятным латинским на-
званием. Так что духовные стихи то ли
св. Бонавентуры (XIII век), то ли мо-
наха Якопоне да Тоди (конец XIII
начало XIV века)
их авторство
точно не установлено,-
стихи, посвя-
щенные оплакиванию распятого Хри-
ста (именно об этом говорит первая
строка: „Stabat Mater dolorosa“—
„Мать
скорбящая стояла“), свободно звучали
с пластинок н па концертах.
Существует несколько авторских ре-
дакций записанных на диске произве-
дений (для хора п солистов, только для
солистов и т. п.), и все они живут в
исполнительской практике. Данный
компакт-диск содержит версию „Sta-
bat Mater“ для двух высоких голосов
в сопровождении всего нескольких
инструментов —
двух скрипок, альта,
виолончели, контрабаса и органа. „Sal-
ve Regina“ здесь исполняется контрте-
нором. Ma запись французской фир-
мы „Accord“ я обратил внимание из-
за имени одного из самых лучших се-
годня контртеноров Жерара Лена (Gé-
rard Lesne). I I мое любопытство было
вознаграждено, причем в большей сте-
пени, чем я мог ожидать!
Действительно, Жерар Лен демонст-
рирует прекрасную форму: великолеп-
но владея голосом, он представляет
очень утонченное, маньеристское ис-
полнение. Такого удовольствия от
„Salve Regina“ я не получал ни от како-
го другого исполнения.
ІІО
самой боль-
шой, о столь же приятной, неожидан-
ностью для меня стал вокал известной
мне, но не очень часто записывавшей-
ся нидерландской певицы Мике ван дер
Слуис (правда, последний раз я обна-
ружил ее имя в записи двух светских
кантат И.-С. Баха иод управлением „са-
мого“ Густава Леонхардта, что уже сви-
детельствует о ее ранге). На этой запи-
си ее вокал может быть назван не про-
сто очень хорошим, а великолепным!
Голос певицы звучит как совершенный
инструмент, иногда настолько слива-
ясь со звучанием струнных и органа,
что кажется, будто это не женское со-
прано, а прекрасно извлеченный, чи-
стый звук гобоя. Оба певца поют само-
забвенно. звучание их дуэта имеет ка-
кую-то сладостно-терпкую окраску. Да
h инструменталисты, отнюдь не уходя
па задний план, как аккомпанемент,
вдохновенно дополняют гармонию. II
вся эта неземная красота словно парит
где-то в высоте (благодаря чуть преуве-
личенной звукорежиссером, но здесь
уместной реверберації
11
).
Один мой друг, послушав диск, стал
благодарить меня за то, что эта запись
„открыла ему глаза на музыку Перго-
лези“, мало ценимую им до того; Я-то
любил ее и раньше, но эта запись дей-
ствительно выше всяких похвал.
Ludwig van Beethoven
C o m p lete V a ria tio n s; C e llo
Sonata № 3 A -D u r o p . 69
W. Kuijken, cello: J. Vermeulen, pianoforte
Vfr.v
Tempnm C D 93019.64:17
___________________
На первый же вопрос нашей беседы:
„Почему так редко появляются ваши
новые записи?“—
Виланд Кёйкен (ско-
рее, так следует читать фамилию Кш]'-
кеп) ответил: „Я ненавижу записывать-
ся". Потом он, правда, пояснил: „Это,
конечно, не совсем так. но записям я
предпочитаю концерты“. Действитель-
но, замечено, что далеко не все музы-
канты стремятся к активному сотруд-
ничеству со звукозаписывающими
фирмами. 11аряду с теми, кто выдает в
год до десятка новых дисков (а то и
больше!), есть исполнители, чьи но-
вые диски появляются раз в год, если
не реже (речь, разумеется, идет о му-
зыкантах признанных, которые могут
позволить себе ограничивать себя).
11 менно к такой категории музыкантов,
к сожалению, принадлежит Виланд
Кёйкен. старший из братьев Кёйкенов,
исполнитель на виолончели и виоле
да гамба. Будучи одним из первых и
самых блестящих аутентичных испол-
нителей на виолончели и гамбе, спод-
вижником Густава Леонхардта, он вы-
пустил за последние 10 лет всего не-
сколько дисков, да и то в привычном
для себя ансамбле с братьями Сигнз-
вальдом и Бартольдом (скрипка и
флейта) и Г. Леонхардтом. Им до сих
пор (а в этом году он отметит свое
60-летне) не записаны основопола-
гающие для музыканта такого уровня
репертуарные произведения Баха,
Бетховена, Гайдна и т. д. (увы, проще
перечислить то. что он уже записал).
Новый диск с произведениями Бет-
ховена меня огорчил, как только я взял
его в руки: больше половины времени
на нем отведено не самым, на мой взгляд,
„верш
11
н и ым “ соч и нен иям ком и озито-
А у яи о М а га зи н 2 /1 9 9 8
предыдущая страница 131 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 133 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст