Ф О Н О Т Е К А
КЛАССИКА
Heinrich Schütz
S ym p h o n ia e S a cra e O p . 10
£
Kirkby, S. Le Blanc, J. Bowman, C. Daniels,
N. Rogers. R. Wistreich. S. Varcoe; The Purcell
Quartet
Clumdos CHAN 0566/7 2 CD, 2:19:02
Справедливость наконец восторже-
ствовала: к наследию одного из гени-
альных композиторов добаховской
эпохи —
Генриха Шютца —
все чаще и
чаще обращаются лучшие музыканты
разных стран. Так что теперь совсем
не обязательно включать в свою фоно-
теку л/об/ую запись его музыки (просто
за неимением выбора, как было, ска-
жем, 25 лет назад); можно подождать
и, главное, дождаться очень хорошего
исполнения.
В большом творческом наследии
Г. Шютца есть и три тома так назы-
ваемых „Священных симфоний“, ни-
какого отношения, конечно, к симфо-
нии в сегодняшнем понимании нс име-
ющих. Это —
вокально-инструмен-
тальные композиции в основном на
библейские тексты. Второй том „Свя-
щенных симфоний“, опус 10 (в отличие
от первого тома, его тексты, в большин-
стве своем из Псалтыри, здесь звучат
не на латыни, а на немецком языке),
впервые вышел в записи на английской
фирме „СЬапбоз“ полностью —
все
27 номеров,—
и к тому же в исполне-
нии блестящего коллектива вокали-
стов с не менее опытным ансамблем
инструменталистов. Из семи певцов
шесть являются признанными специа-
листами в области исполнения ста-
ринной музыки разных веков и стран.
Это сопрано Эмма Кёркби (КнкЬу),
альт (контртенор) Джеймс Бауман, те-
нора Найджел Роджерс и Чарльз Де-
ниэлз, басы Ричард Внстрейх и Сти-
вен Варко (\ arcoe): все они участники
аутентичного движения еще 1970-х го-
дов. Седьмой, пока менее знаменитый
вокалист (точнее, вокалистка) - со-
прано Сыози ле Бланк —
не только не
портит общей картины, но демонстри-
рует великолепную технику в сочета-
нии с прекрасным чувством стиля.
Инструментальное обеспечение осу-
ществляют всего шесть музыкантов.
Четверо из них входят в „The Purcell
Quartet“, в котором Кэтрин Макинтош
и Кэтрин Вейс играют на скрипках и
альтах, Ричард Бутби —
на басовой вио-
ле, Роберт Вулли —
на органе. К ним
присоединились два духовика —
Дже-
реми Вест и Николас Перри, играю-
щие на корнетах и блокфлейтах. Мно-
гое о музыкантах может сказать харак-
терная летать: четверо из них владеют
игрой на двух разных инструментах -
это было нормой в старые времена.
Именно благодаря появившемуся се-
годня выбору начинаешь более кри-
тично относиться к работе даже от-
личносебязарекомендовавших (и про-
сто любимых) музыкантов. Данная за-
пись очень профессиональна и хоро-
ша со всех точек зрения. Но если „при-
дираться“, то можно обратить внима-
ние на то, что сам подход к исполне-
нию этой музыки может быть несколь-
ко иным, чем демонстрируемый здесь
английским и
музыкантами. Дело в том.
что очень
нем ецкой
музыке Г. Шютца в
известной мере свойственна теплота
музыки
ит альянской
(не зря в годы мо-
лодости он учился у знаменитого ве-
нецианца Джованни Габриели). Вот
этой-то теплоты в данной записи мне
чуть недостает, хотя, вполне допускаю,
это только мое личное ощущение. Во
всяком случае, имея эту запись, я могу
спокойно дожидаться какой-то иной —
как говаривал один известный звуко-
режиссер, „еще более гениальной“—
интерпретации.
The Spirit Of Gambo
E nglish c o n so rt and so lo viol
m usic 1 5 7 0 -1 6 8 0
Hesperion XX, Jordi Savall
Astrdc/Auvidis ES 9913,77:38
___________________
Думаю, что людей, которые хотели
бы просто познакомиться с музыкой
особого рода —
английской музыкой
XVI-XVII веков для виолы да гамба
соло и „консорта (ансамбля) виол“—
на примере ее лучших образцов, несо-
измеримо больше, чем тех, кто стре-
мится собрать у себя дома все записи
всех английских композиторов того
времени, которые писали для этого
инструмента, исчезнувшего из кон1
цертной практики в начале XVIII ве-
ка. Поэтому вполне обоснованной ка-
жется идея фирмы „Astrée/Auvidis“,
выпустившей за последние почти
20 лет огромное количество дисков с
музыкой (не только английской!) для
виолы да гамба в исполнении испанца
Хорди Савалля,—
идея сделать в серии
„Fontalis“ выборку из них. Для этого
огромного по времени звучания диска
были отобраны 23 номера из произве-
дений как достаточно известных ком-
позиторов —
Джона Дауленда и Генри
Пёрселла, так и редко исполняемых:
Кристофера Тайя (Туе, ок. 1505 —
ок. 1572), Тобиаса Хьюма (ок. 1575 —
1626), Джона Колрарно (ок. 1575 —
1626), Орландо Гиббонса ( 1583 —
1617),
Альфонса
Феррабоско II
(ок. 1575 —
1628). Джона Дженкинса
(1592-1617), Уильяма Коркайна (Сог-
kine, XVI век) и Мэтью Дока (Locke,
1630-1677). Здесь представлен целый
спектр всевозможных пьес танцеваль-
ного характера, которыми так богата
английская инструментальная литера-
тура XVI-XVII веков. Исполняются
они либо на виоле да гамба соло, либо
„консортом виол“, к которому иногда
подключаются арфа, орган или лютня.
Надо сказать, что, когда слушаешь
исполняемые на виоле да гамба произ-
ведения, написанные именно для это-
го инструмента, становится особенно
ясно, что снисходительное отношение
к старинным инструментам как к не-
ким „несовершенным“ предшественни-
кам „совершенных“ современных ин-
струментов не выдерживает критики.
Пьесы для гамбы писались именно с
учетом ее неповторимого духа и изы-
сканной красоты. Наиболее своеобраз-
но звучат на диске номера дтя соль-
ных инструментов, на которых играет
только Хорди Савалль (лира-виола,
басовая виола). Блестящая, виртуоз-
ная техника игры и одновременно по-
разительная способность чувствовать
стиль этой, я бы сказал, суперкамер-
иой музыки сделали испанского музы-
канта X. Савалля едва ли не самым
лучшим сегодня исполнителем на этом
непростом для музицирования инстру-
менте, а точнее, целом семействе вио-
лы да гамба (если присмотреться, то
на буклете диска можно увидеть изо-
бражение почти всех представителей
А удио М агази н 2 /1 9 9 8
предыдущая страница 130 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн следующая страница 132 АудиоМагазин 1998 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст