СПРАВОЧНИК
П р е о б р а зо в а т е л и д и н а м и ч е с к о го д и а п а з о н а . П Д Д —
группа электронны х устройств, осущ ествляю щ их такую обработ-
ку звукового сигнала, которая приводит к изменению его
дина-
мического диапазона.
— сж ати е (
компрессирование. лимити-
рование)
или расш ирение
{экспандирование).
К П Д Д относят-
ся
компрессоры, экспандеры, лимитеры,
а такж е
шумопода-
вители.
С аб в у ф ер (англ, subw oofer) — отдельная АС, специально
предназначенная для передачи сверхнизких частот, например в
комплексах аппаратуры для домаш него кинотеатра.
Т витер (англ, tw eeter) — ВЧ-головка.
Т ранспорт (англ, transport) — часто употребляем ое название
для проигры вателя компакт-дисков, у которого им еется только
система первичного считы вания цифрового сигнала с диска; даль-
нейш ая обработка сигнала производится в этом случае внешним
устройством, с которым т. долж ен быть соединен кабелем (эл ек -
трическим или оптическим ). Обычный проигры ватель компакт-
дисков, имеющий всю систему обработки и преобразования сиг-
нала из цифровой формы в аналоговую , м ож ет использоваться в
качестве т.
. если в нем есть дополнительный выход для необра-
ботанного воспроизведенного сигнала и если имеется возм ож -
ность использовать для обработки сигнала более вы сококачест-
венный преобразователь, чем встроенный.
Т ю нер (англ, tu n er) — приемник радиовещ ательного сигна-
ла. не имеющий в своем составе
усилителя мощности
и гром-
коговорителя; в домаш нем аудиокомплексе его выходной сигнал
подключают ко входу
полного усилителя
или
усилителя мощ-
ности.
У си л и тел ь м ощ ности (англ, pow er am plifier), в ы х о д н о й
уси ли тель — усилитель звукового сигнала, к выходу которого
подклю чаю тся акустические системы.
Ц и ф р о -ан ал о го вы й п р еобразователь. ЦАП (англ, digital-
to-analog converter. DAC) — электронное устройство, осущ ест-
вляю щ ее обратное по отнош ению к
АЦП
преобразование пере-
даваемого сигнала, то есть преобразование из цифровой формы
в аналоговую .
Ш у м оп одавнтели — электронные устройства, обеспечиваю -
•щие уменьш ение уровня шума при воспроизведении звукового
сигнала. Больш ое распространение получил такой вид ш.
. как
компандерные системы
(особенно типа .
.D olby"), осущ ествляю -
щие
компрессирование
сигнала при записи и
экспандирование
при воспроизведении. С ущ ествую т и ш., используемы е только
при воспроизведении звука с фонограммы. — например, порого-
вые ш., „отсекаю щ ие" шум (правда, вместе со слабы ми полезны -
ми сигналам и), или так назы ваемы е динам ические ф ильтры , ко-
торые в зависимости от уровня сигнала изменяю т свою АЧХ для
достиж ения меньш ей зам етности шума.
Э ксп ан дер (англ, expander) — электронное устройство, осу-
щ ествляю щ ее
экспандирование.
Чащ е всего э. использую т в ка-
нале звукопередачи совместно с
компрессором
тогда они со-
ставляю т так назы ваемую
компандерную систему.
Э ксп ан ди рован и е (англ, expansion) — процесс специальной
обработки сигнала (в том числе звукового), заклю чаю щ ийся в
расш ирении его
динамического диапазона.
Э. осущ ествляется
специальным электронны м устройством —
экспандером.
AAD (англ, analog-analog-digital) — обозначение технологии
изготовления компакт-дисков, заклю чаю щ ейся (упрощ ен но) в
проведении трех последовательных процессов: первичная запись
музыки (analog): изготовление окончательного оригинала про-
граммы — так называемого „м астера" (analog): изготовление по-
т р еб и те л ьс к о й копии програм м ы — с ам о го к о м п а к т-д и ск а
(digital). Иными словами, первичная запись и так назы ваемы й
м астер и н г делаю тся на ан алоговой а п п а р ату р е и то лько з а -
клю чительны й этап вы полняется со звуковым сигналом в циф-
ровой форме. См. такж е
ADÜ
и
DDD.
ADD ( англ, analog-digital-digital) — обозначение технологии
изготовления компакт-дисков, по которой при записи оригинала
м узы ки звуковой сигнал имеет аналоговую форму, а при изго-
товлении „м астера" и компакт-диска — цифровую форму. См.
так ж е
AAD
и
DDD.
AES (англ. Audio Engineering Society) — общество звукоин-
женеров. основанное в США. В настоящее время в общество вхо-
дят специалисты и других стран, имеется также Российская сек-
ция AES (в Москве) и Санкт-Петербургская секция. AES издает
ежемесячный научно-технический журнал „Journal of the AES",
проводит ежегодные общие (осенние — в США. весенние — в
Европе) и региональные конференции и выставки аппаратуры,
разрабатывает стандарты и рекомендации.
ASA (англ. American Standards Association) — организация в
США, занимающаяся установлением стандартов всех видов.
D A T -м а г н и т о ф о н
(англ. DAT — digital audio tape — цифро-
вая звуковая магнитная лента) — цифровой ленточный магни-
тофон, применяемый главным образом в профессиональной зву-
козаписи. В нем используются вращающиеся магнитные голов-
ки. как в кассетных видеомагнитофонах, осуществляющие так
называемую наклонно-строчную запись на специальную кассе-
ту.
D D D
(англ, digital-digital-digital) — обозначение технологии
изготовления компакт-дисков, по которой звуковой сигнал на
всех стадиях, начиная уже с первичной записи музыки, имеет
цифровую форму. См. также
AAD
и
ADD
D IN
( нем. Deutsche Industrienorm) — общая государственная
система промышленных норм в Германии, охватывающая и
аудиовизуальную технику.
D o lb y , R ay
(Рей Долби) — известный во всем мире специа-
лист по звукотехнике. глава фирмы „Dolby Laboratories Inc.". Его
фамилия входит в название систем звукопередачи. получивших
значительное распространение в мире (например. „Dolby A “.
„Dolby В". „Dolby С" и т. д.).
„ D o lb y S u r r o u n d "
(англ, surround окружать) — общее на-
звание систем звукопередачи. использующих методы обработки
сигналов, предложенные „Dolby Laboratories" и направленные
на создание у слушателей впечатления пространственного зву-
чания (например. „Dolby Pro Logic“, „Dolby Stereo“).
E B U (англ. E uropean B roadcasting U nion) — Европейский ра-
диовещ ательны й сою з, заним аю щ ийся, в частности, стандарти-
зацией в области звуковой аппаратуры .
H i-F i
( англ, high fidelity высокая верность) — обозначение вы-
сокого качества звуковоспроизведения и класса высококачест-
венной бытовой аудиоаппаратуры, однако без четкого количест-
венного определения (нормирования) технических параметров.
IS O
( англ. International Standardisation Organisation) — меж-
дународная организация, занимающаяся стандартизацией в об-
ласти кинематографии и звукотехники. а также в некоторых дру-
гих областях.
L C D
(англ, liquid cristal display) — дисплей на так называе-
мых жидких кристаллах (ЖК-дисплей), широко используемый в
аудио- и видеоаппаратуре для отображения разнообразной ин-
формации: имеет небольшие размеры и массу и отличается ма-
лым энергопотреблением.
M P E G
( англ. Motion Picture Experts Group) — экспертные
группы в области кинематографии (например, MPEG-1. MPEG-2.
MPEG-AAC (ААС — англ, advanced audio coding)); одним из на-
правлений («деятельности является нормирование в области ме-
тодов сжатия потока цифровой информации.
NAB (англ. National Association of Broadcasters) — ассоциа-
ция радио- и телевизионного вешания в США. вырабатывающая
нормативные документы в этой области.
RIA A
( англ. Recording Industry Association of America) — аме-
риканская ассоциация звукозаписи: широко известен, например,
частотный корректор для воспроизведения грамзаписи, согласо-
ванный с характеристикой предыскажений при записи грампла-
стинок по рекомендации RIAA.
S M P T E
(англ. Society of the Motion Picture and Television
Engineers) — общество кино- и телевизионных инженеров, ос-
нованное в США. В настоящее время общество объединяет спе-
циалистов разных стран, имеется Российская секция SMPTE.
SM PTE издает ежемесячный научно-технический журнал
„Journal оГ the SMPTE", организует ежегодные конференции и
выставки аппаратуры, разрабатывает стандарты и рекомендации.
-------------------------------------О
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 140 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 142 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст