СПРАВОЧНИК
Михаил Сергеев
Хорошо жить на Южном полюсе. Эколо-
гический оазис. Ни шумов, ни помех. Если
прихватить с собой в путешествие граммо-
фон. то можно получить массу удовольст-
вия. — праздник меломана-эколога. Но как
только появляется электричество, возни-
кают электромагнитные излучения. Ино-
гда — нужные, полезные, а иногда — вред-
ные. то есть
помехи.
Чего-чего, а электромагнитных помех в
окружающей среде достаточно. Большая
часть бытовой техники „светит“ в про-
странство. Кофемолка, пылесос, холодиль-
ник, компьютер — все эти приборы созда-
ют помехи. Существуют, кстати, нормы на
излучение, и практически вся новая техни-
ка. особенно импортируемая в Россию,
проходит жесткий контроль на электромаг-
нитную совместимость (ЭМС). В широком
диапазоне частот проверяют величину из-
лучений, и
если окажется, что прибор из-
лучает больше, чем следует, то даже ввез-
ти в страну его будет очень сложно. И
тор-
говать радиоаппаратурой, не имеющей сер-
тификата ЭМС, ни одна уважающая себя
фирма не станет. Но сколько еще работает
старых пылесосов!
Особенно большие помехи создает си-
стема зажигания автомобиля. Один „ЗИЛ-
130“, прогревающий двигатель, способен
полностью удовлетворить потребность в
помехах небольшого поселка. В городах
трамваи,троллейбусы, электрички по мере
сил помогают автомобилям засорять эфир.
В крупных городах еще хуже: работают
радио- и телевизионные передатчики. В то
время как десятки и сотни киловатт из-
лучаемой мощности радуют нас картинка-
ми на голубом экране, в районе располо-
жения передающих центров уровень элек-
тромагнитных помех просто колоссальный.
Диапазон частот помех очень широк. На-
пример, система зажигания автомобиля
или коллекторный двигатель кухонного
комбайна создают относительно низкоча-
стотные помехи, спектр которых лежит в
пределах от звуковых частот до единиц ме-
гагерц. Примерно в той же полосе частот
лежат помехи от блоков строчной и кадро-
вой разверток телевизоров. Очень мощные
радиопередатчики (сотни киловатт) рабо-
тают в диапазоне длинных и средних волн,
то есть на частотах от 0,15 до 0,3 и от 0,5
до 1.6 МГц. Диапазон частот телевизион-
ных передатчиков простирается примерно
от 40 до 800 МГц. Мощные радиовещатель-
ные передатчики заполнили диапазон 64-
75 МГц и
100-108 МГц. сейчас осваивают
„окошко" между телевизионными канала-
ми: от 90 до 92 МГц.
Не случайно названы диапазоны частот,
в которых электромагнитное поле имеет
П О М Е Х И
большую интенсивность. Излучение стано-
вится помехой только тогда, когда начина-
ет чему-то мешать. Чтобы помешать, ска-
жем, усилителю, помеха должна в него по-
пасть. Обычный путь — через соедини-
тельные провода. Однако взаимодействие
с проводами у сигналов разных частот раз-
ное. Дня сигнала с частотой строчной раз-
вертки телевизора (15625 Гц) межблочный
соединительный кабель является именно
проводом. А вот для сигнала радиостанции
с частотой 100 МГц это уже не просто про-
вод, а длинная линия. Иначе говоря, подав
на вход кабеля сигнал с частотой 10 кГц,
на его выходе мы получим то же самое, что
и на входе, да и в любой точке проводника
сигнал будет одним и тем же. А если на ка-
бель длиной, например,
1
м подать сигнал
с частотой 100 МГц, то в разных точках
проводника мы увидим разные сигналы. В
одной точке амплитуда напряжения ока-
жется больше, в другой меньше — это на-
зывается стоячими волнами. Чем короче
длина волны (выше частота сигнала), тем
ярче проявляются волновые эффекты в
этом кабеле.
Кроме того, даже на относительно низ-
ких частотах, когда волновых эффектов
еще нет, сказывается наличие емкости ме-
жду проводниками и
их собственной ин-
дуктивности.
Существуют методы, позволяющие опи-
сать взаимодействие между источником
помех и их „потребителем" на любой ча-
стоте. Но гораздо проще поделить спектр
помех на части.
Низкими частотами будем считать диа-
пазон, в котором можно пренебречь собст-
венной индуктивностью проводников,--
это касается частот ниже
20
кГц. то есть
частот звукового диапазона.
Высокие частоты начинаются примерно
с 30 МГц, на этом участке спектра длина
волны меньше
10
м, то есть сравнима с дли-
ной соединительных проводов, и относить-
ся к этим сигналам следует уже как к вол-
нам.
Средние частоты лежат, естественно,
между высокими и низкими. В этом участ-
ке спектра следует учитывать и
волновые
эффекты, и
влияние элементов с сосредо-
точенными параметрами.
П о м е х и н а н и з к и х ч а с т о т а х
Емкостная связь
Если около электрической соединитель-
ной линии окажется провод, на котором
присутствует напряжение
Е
— естествен-
но, переменное (см. рис.
1
), то оно через
межпроводную емкость С1 попадет в сиг-
нальную цепь. Чем больше емкость С1, чем
выше частота, тем больше помех окажет-
ся в сигнальной цепи. Для тока помех г
есть два пути: через входную цепь прием-
ника полезного сигнала и через выходную
цепь источника. Величина тока /э опреде-
ляется значением напряжения помехи и со-
противлением емкости С1. которое обычно
во много раз больше, чем сопротивления
Рис. 1. Механизм проникновения помех через
паразитную емкостную связь
Узнать, что имеет место наведение низ-
кочастотной помехи через паразитную ем-
кость, достаточно просто: величина такой
помехи зависит от сопротивлений в сиг-
нальной цепи. Если замкнуть накоротко со-
единительный кабель на выходе источни-
ка, то ток помехи весь потечет через это
замыкание и на входе приемника сигналов
помеха исчезнет. И
наоборот, если отклю-
чить кабель от источника сигнала, то весь
ток помехи потечет через входное сопро-
тивление /?#х
приемника и
уровень помех в
звуковом тракте резко возрастет.
Основным источником низкочастотных
помех, воздействующих через паразитные
емкости, служит осветительная сеть. Наи-
более чувствительны к таким помехам не-
симметричные линии, соединяющие уст-
ройства с высокими импедансами, напри-
мер усилитель и проигрыватель пластинок
с пьезоэлектрической головкой. К счастью,
устройства с высокоомными входами и вы-
ходами практически не используются для
высококачественного звуковоспроизведе-
ния.
Для уменьшения помех такого рода мож-
но использовать экранированный провод
помех
Рис. 2. Низкочастотный ток помехи стекает по
экранирующей оплетке кабеля
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 131 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 133 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст