СПРАВОЧНИК
Э Л Е К Т Р О П И Т А Н И Е
А У Д И О А П П А Р А Т У Р Ы :
М И Ф Ы
И
Р Е А Л Ь Н О С Т Ь
Константин Никитин
„Науки, чуждые музыке, были постылы
мне.
.." — эти слова пушкинского Сальери
могли бы стать эпиграфом к целому ряду ста-
тей на аудиотемы, кстати имеющих широкий
круг поклонников. Эксперты от скрипичного
ключа (кисти, пера е!с.) верят лишь своим
ощущениям и ревниво косятся на всякую по-
пытку скрестить Фуртвенглера со вторым на-
чалом термодинамики. Мы же, техники, лю-
ди паяльника и логарифмической линейки,
столько раз убеждавшиеся в бессилии совре-
менной науки1, тем не менее беззаветно верим
в ее могущество.
Попытаемся уравновесить научно-техниче-
скую чашу весов, в последнее время стреми-
тельно взлетевшую вверх, с противоположной
чашей, ломящейся от музыкальных событий.
Главное тут — не перегрузить ее, иначе беда:
технического запала большинства читателей
хватает на десяток-лругой формул, дальше им
кажется, что формулы повторяются.
Сегодняшнее повествование — это. во-пер-
вых. иллюстрация того, что даже элементар-
ных знаний может хватить на борьбу с „при-
зраками оперы". Во-вторых, это попытка (на-
деюсь, не последняя)пополнить запас знаний
читателя в той области, которая очерчена в
заглавии статьи и с которой так или иначе гра-
ничат все разделы аудиотехники. И, наконец,
в-третьих: внимательный читатель, быть мо-
жет. найдет у нас то. что поможет ему выжать
из своей аппаратуры еще капельку.
.. Чего?
Это пусть каждый решает сам.
Начнем с простого и понятного положения:
системы электропитания (СЭП) присутству-
ют везде, где есть электричество. Что звуча-
ние аппаратуры зависит от электропита-
ния — это известно давно. Но раньше счита-
лось. что лишь грубые ошибки в построении
СЭП могут резко ухудшить качество звуча-
ния. сейчас же складывается впечатление,
что „аудиофильные" технологии проникли и
в область электропитания. Иначе откуда бы
взяться фильтрующим емкостям величиною
чуть ли не с фараду, рафинированной меди,
захватившей силовую разводку вслед за сиг-
нальной и нацелившейся на обмотки транс-
форматора СЭП '. прямонакальным кенотро-
нам. ринувшимся в аппаратуру со страниц
учебников и музейных полок?
' Учиться надо было лучше! —
Здесь и далее прим.
С Луши.
-
И
на электрощиток в подъезде
По большому счету, хотелось бы разобрать-
ся. что в системе электропитания и по какой
причине действительно может влиять на звук,
а что имеет лишь второстепенное значение.
На какой форме изложения остановиться
мне с моим неизменным соавтором собачкой
Лушей? С одной стороны, даже элементарные
на первый взгляд процессы в СЭП при стро-
гом рассмотрении достойны диссертации.
С другой стороны, писать об этом академич-
но — значит, усыпить читателя па подходе к
третьей странице. Поэтому — да простят ме-
ня обремененные учеными степенями колле-
ги — мы выбираем жанр вольный и стиль не-
принужденный. Последовательное изложе-
ние будет прерываться разного рода отступ-
лениями и экскурсами вглубь и вбок. Прав-
да, одну мысль мы попытаемся пронести че-
рез все сегодняшнее повествование: важно
не само по себе электропитание, а то. к каким
последствиям для звука оно приводит.
Что такое СЭП?
К. К. По большому счету, СЭП бывают
двух типов — мощные, то есть те. энергия ко-
торых в конце концов доберется до динами-
ка, и вспомогательные. В основном мы будем
беседовать о мощных СЭП. иногда вспоминая
и об остальных. Любая СЭП. мощная или не
очень, решает несколько задач:
1.
Обеспечивает гальваническую развязку
первичной сети (розетка) и вторичной (той.
что в усилителе, проигрывателе компакт-ди-
сков и т. д.). При наличии гальванической раз-
вязки, каких бы двух проводников (один в ро-
зетке. второй, скажем, в усилителе) мы ни
коснулись щупами омметра на постоянном то-
ке. прибор покажет очень большую величи-
ну: десятки, а то и сотни мегаом (сопротивле-
ние изоляции). Теперь можно смело копать-
ся пинцетом и паяльником в схеме, сидя на
батарее центрального отопления или держась
за водопроводный кран.
С. Луша. Проверять не надо. Вдруг мы или
конструкторы СЭП что-нибудь напутали? Да
и ток в розетке переменный.
..
К. К. 2. СЭП играет для вторичной сети
роль генератора напряжения с определенны-
ми параметрами (форма, величина н пр.), об-
ладая при этом набором собственных свойств
(выходное сопротивление и др.).
3. Обеспечивает подавление помехи — как
проникающей из первичной сети во вторич-
ную. так, возможно, и наоборот.
Для того чтобы понять, как СЭП может воз-
действовать на звук, придется начертить про-
стейшую схему и подумать над принципом ее
работы'.
Рис. 1. Простейшая схема СЭП
Рис. 2. Токи
и
напряжения на элементах СЭП
Спешу предупредить читателя, что мы сде-
лаем максимальное число допущений. Для на-
чала будем считать трансформатор, диоды,
конденсатор — словом, все. что есть, — иде-
альным. Понятно, что в отсутствие конденса-
тора емкостного фильтра Сф
переменное си-
нусоидальное напряжение на выходе транс-
форматора с частотой сети / превратится в
„арки", изображенные на рис. 2: диоды моста,
открываясь попарно, „выпрямят", как приня-
то говорить, переменное напряжение Нали-
чие С, все заметно осложняет. После того,
как конденсатор Сф
зарядится до амплитуды
и
(в идеальном случае этому ничто не меша-
ет). напряжение на нем запрет диоды!' Далее
конденсатор будет медленно разряжаться то-
ком нагрузки (участок АС), к моменту у (точ-
ка С) напряжение на нем упадет на величину
ли«и,
л и = 1 Т /
2С.
.
и
ф
где
Т=1
//=0,02 с — период сетевого на-
пряжения при /=50 Гц.
Это понятно: мы приравняли электриче-
ские заряды, ушедшие с С,, к зарядам, обес-
печившим / (снова все упростив: мы сочли
ток нагрузки постоянным, а угол открытия
диодов
— малым). В точке С откроются два
диода, и напряжение на С, вновь возрастет:
Большинство УНЧ
питаются от двуполярного на-
пряжения. но для понимания сути процессов нам
хватит и
однополярного источника
' На самом
деле — чуть позже, если учесть ток на-
грузки. Но будем
считать, что он мал. По сравне-
нию
с чем
— опять-таки, увидим
чуть позже.
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 121 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 123 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст