С Э
ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР
«DOLBY
DIGITAL».
ЕЩЕ
БОЛЬШЕ
ПРОСТРАНСТВА
Дмитрий Зиловянский
Без сомнения, вы уже немало слышали
о „Dolby Digital" — разработке компании
„Dolby Laboratories", которая впервые
представила ее зрителям в 1992 году на
премьере фильма „Бэтман возвращает-
ся". С тех пор в прокате появилось более
тысячи фильмов со звуком, записанным
в системе „Dolby Digital". Что это за тех-
нология? В каком отношении она нахо-
дится к уже известной системе .
.Dolby Pro
Logic" и сколько будет стоить необходи-
мая для нее аппаратура? Попробуем от-
ветить на эти и другие вопросы, но снача-
ла разберемся в терминологии.
В последние годы компания .
.Dolby Labo-
ratories" пользовалась названием „Dolby
Digital" для обозначения новой цифровой
профессиональной аппаратуры звуковос-
произведения. предназначенной для теат-
ров и кинозалов, а названием .
.Dolby Sur-
round АС-3" — для домашней аудиовидео-
аппаратуры. Практически же системы,
предназначенные и для кинозалов, и для
домашних кинотеатров, используют вари-
анты одной и той же технологии, отличаю-
щиеся в основном скоростью передачи дан-
ных. И так как многих покупателей эта
двойственность сбивала с толку, компания
решила ввести единое обозначение для по-
требительской и профессиональной мно-
гоканальной цифровой аппаратуры —
..Dolby Digital".
Это позволило покупателям лучше ори-
ентироваться в предлагаемой продукции и
отличать новый формат от предыдущих
..Dolby Surround" и .
.Dolby Pro Logic", ис-
пользующих аналоговый матричный прин-
цип. Обозначение „Dolby Digital" было ре-
шено применять также к новому поколе-
нию лазерных видеодисков (LD), цифро-
вых видеодисков (DVD) и к телевидению
высокой четкости (HDTV), где использу-
ется этот формат записи звука. Таким об-
разом был положен конец неразберихе,
возникшей вокруг названий изобретенно-
го компанией „Dolby“ метода цифрового
кодирования аудиосигналов для многока-
нальной аппаратуры.
Итак, что же представляет собой фор-
мат .
.Dolby Digital", он же АС-3 (audio code
number 3), он же „Dolby 5.1", и чем он от-
личается от .
.Dolby Pro Logic"?
Система .
.Dolby Digital" имеет на выхо-
де шесть независимых (дискретных) зву-
ковых каналов. Как и в случае с „Dolby Pro
Logic“, существуют фронтальные кана-
лы — левый, правый и центральный. Но
если в системе „Dolby Pro Logic" имеется
только один тыловой (surround) канал и
для него выделен ограниченный частотный
диапазон (100-7000 Гц). причем один и
тот же сигнал подается на два канала уси-
ления и два громкоговорителя, то система
..Dolby Digital" располагает двумя незави-
симыми (дискретными) широкополосны-
ми тыловыми каналами для обеспечения
более точной локализации образов и более
естественного, объемного и убедительно-
го звучания. „Dolby Digital" передает все
пять основных каналов в полном диапазо-
не от 20 до 20000 Гц. и к каждому каналу
при желании можно добавить сабвуфер.
Шестой канал — канал низкочастотных
эффектов — передает дополнительную
низкочастотную информацию для усиле-
ния эмоционального воздействия сцен ка-
тастроф. взрывов etc. Поскольку частот-
ный диапазон этого канала находится в
пределах от 20 до 120 Гц. его иногда обо-
значают .
.. 1". а общее число каналов систе-
мы .
.Dolby Digital" определяют как „5.1".
Сигнал „Dolby Digital" закодирован в нра-
вом аналоговом канале традиционного ла-
зерного диска. В остающемся левом ана-
логовом канале можно поместить монофо-
ническую версию звукового ряда, коммен-
тарий. перевод или другую аудиоинформа-
цию. Разумеется, новые проигрыватели
АС-3 прекрасно воспроизводят все выпу-
щенные ранее диски, записанные в форма-
тах „Dolby Stereo" и „Dolby Pro Logic".
Все шесть каналов системы .
.Dolby Di-
gital" — цифровые, и занимают они мень-
ше места, чем один канал обычного ком-
пакт-диска. Подход фирмы к обработке
цифрового аудиосигнала как раз и позво-
ляет записать в формате .
.Dolby Digital“
традиционные лазерные диски, цифровые
видеодиски, цифровые видеокассеты
(DVC) и использовать его в системах не-
посредственного спутникового вещания
(DBS), бизнес-информации (DMX). циф-
рового кабельного телевидения (DCTV).
телевидения высокой четкости (HDTV) и
цифрового радиовещания (DAB).
В чем же. собственно, заключается этот
подход? Кодирование АС-3 часто называ-
ют „перцепционным", то есть учитываю-
щим особенности слухового восприятия.
Другими словами, это метод, при котором
сохраняется только слышимая информа-
ция. находящаяся в пределах звукового
диапазона частот. Таким образом, перцеп-
ционное кодирование позволяет поме-
стить большее количество информации на
малой площади носителя. Для пояснения
воспользуемся привычной для нас „авто-
мобильной" аналогией.
Допустим. 4000 человек (слышимая ин-
формация) хотят переместиться из одно-
го места в другое за один час. Пропускная
способность шоссе (носителя) составляет
только 1000 автомобилей в час. Предло-
жив четырем тысячам человек разместить-
ся в 1000 автомобилей, вы тем самым ос-
вобождаетесь от ненужной информации
(3000 автомобилей остаются в гаражах).
Именно высокая эффективность передачи
информации и есть главное достоинство
..Dolby Digital". И естественно, при такой
плотности передачи информации встает
вопрос о качестве звука.
Одна из причин высокого качества зву-
чания компакт-диска заключается в ис-
пользовании огромного объема информа-
ции: 16-разрядные отсчеты берутся со ско-
ростью 44100 раз в секунду для каждого
канала. Это равняется 1411200битинфор-
мации в секунду. Компакт-диск — настоль-
ко емкий носитель, что может вместить 74
минуты двухканальной музыкальной запи-
си. Ну. а если требуется записать двухча-
совую шестиканальную программу с 20-
битовым разрешением? На сегодняшний
день передача и хранение таких информа-
ционных потоков нерентабельны. Именно
поэтому .
.Dolby Laboratories" разработала
систему перцепционного кодирования
АС-3, специально предназначенную для
передачи многоканального аудиосигнала.
Уплотняя поток данных. „Dolby Digital"
использует меньшее количество бит ин-
формации для описания сигнала, а это при-
водит к возрастанию шума дискретизации,
поэтому „Dolby Laboratories“ воспользова-
лась своим многолетним опытом создания
систем шумопонижения. Система шумо-
понижения .
.Dolby" снижает уровень шу-
ма в отсутствие аудиосигнала, а в другие
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 117 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 119 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст