CD МУЗЫКА
примеру, фильмы .
.Повар, вор. его жена и
ее любовник" или „Живот архитектора"
просто невозможно.
Заявление Майкла Наймана о том. что
ему надоело работать с Гринуэем, явилось
полной неожиданностью. Между тем „The
Pillow Book" — очередной гринуэевскнй
шедевр — вышел в свет уже без столь узна-
ваемой неймановской музыки. А в 1997 г.
на экраны вышел фантастический психо-
логический триллер „Gattaca" (режиссер
Эндрю Никкол. в главных ролях Этэн Хо-
ук и Ума Турман) с музыкой Майкла Най-
мана. Такова предыстория пластинки. По-
говорим теперь о музыке.
Одно из основных ее достоинств — це-
лостность. Здесь нет неожиданных вокаль-
ных вкраплений или резких смен настрое-
ния. которые обычно бывают в любом „са-
ундтреке". Все 24 композиции пластинки
составляют как бы единую звуковую и му-
зыкальную среду, в которую — при соот-
ветствующем настроении — хочется по-
грузиться с головой, чтобы уже не выле-
зать до окончания диска.
Как и многие современные композиторы,
работающие в жанре симфонической му-
зыки. Майкл Найман использует цитаты из
классиков — и, кстати, всегда упоминает
об этом.
На мой взгляд, Майкл Найман относит-
ся к наиболее интересным композиторам
второй половины XX в., сочиняющим серь-
езную музыку. По крайней мере, он — один
из очень немногих — имеет свое лицо и
удивительным образом балансирует на гра-
ни, не копируя старые формы и приемы и в
то же время не скатываясь в оголтелый
авангард, представители которого все вре-
мя словно изобретают велосипед.
Эта пластинка — прекрасная возмож-
ность еще раз прикоснуться к творчеству
Майкла Наймана, если, конечно, вы люби-
те слушать серьезную музыку. Если же это
имя вы слышите впервые, могу посовето-
вать также послушать музыку к фильму
„The Piano“ (кстати, также не гринуэев-
ский фильм) и недавно переизданный в ре-
микшированном варианте „Memorial".
Diana Krall
„Love Scenes"
Impulse IMPD-233
12 композиций. 55:20
Этот альбом долго занимал первую
строчку в джазовых чартах „ВШВоагб", так
что критиковать его довольно опасно. Да.
Владимир Дашкевич
Киносимфония „Шерлок Холмс"
Музыка к фильмам
Игоря Масленникова
о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне
СО-БНООб
5 композиций, 73:29
Владимир Дашкевич
книосимфони»
ШЛсрлок Холмс»
;
*
1
)
1
ына »гг ггриала •<Шерлом Холпс ім гіто р Покоя»
рпмяіггро »Норм ПмипіАіМонії
Владимир Дашкевич, пожалуй, первым
произнес слово „киносимфония“. Но авто-
номность существования музыка кино об-
рела еще раньше. Сам Дашкевич среди сво-
их предшественников вспоминает Про-
кофьева. образовавшего тандем с Эйзен-
штейном. Однако музыка к „Александру
Невскому" впоследствии была переработа-
на в кантату. Из подобных опытов можно
вспомнить музыку к телефильму М. Швей-
цера
„Мертвые души",
написанную
А. Шнитке и положенную в основу его же
симфонической „Ревизской сказки", или
самостоятельно существующую — в каче-
стве симфонической и даже концертно-ка-
мерной — музыку Дж. Уильямса к филь-
му Стивена Спилберга „Список Шиндле-
ра".
Однако, исполняемая вне фильма, такая
музыка никогда не обрывает до конца пу-
повину, связывающую ее с кинолентой. Се-
риал И. Масленникова стал едва ли не луч-
шим в мировом киноискусстве воплощени-
ем „холмсовских" творений А. Конан-Дой-
ля. И музыка В. Дашкевича неотделима от
образного ряда и удивительно притягатель-
ной атмосферы этого фильма. Более того
— можно сказать, что музыка сама в нема-
лой степени порождает эту атмосферу и.
исполняемая отдельно, многое вызывает в
памяти.
В. Дашкевич — превосходный стилиза-
тор, не просто мастерски воссоздающий
приметы той или иной музыкальной мане-
ры. но умеющий свободно и талантливо
творить в избранном им стилистическом
в обшем-то, и не хочется. Здесь представ-
лен отличный состав: сама Дайана поет и
играет на фортепьяно. Рассел Мэлоун —
гитара. Крисчиан Мак-Брайд — бас. Кра-
сивая. чувственная, с великолепным голо-
сом. Дайана Кролл имеет все права на ус-
пех. Лаконичный аккомпанемент только
подчеркивает очарование ее голоса. Дара-
на исполняет известные эстрадные песни
1930-60-х гг. — то. что принято называть
„стандартами". „Как дикий мед с ложкой
шотландского виски“ — написал о ней
..Wall Street Journal". Ее предыдущая пла-
стинка „АН For You" получила премию
Грэмми.
Закончив описательную часть, перейдем
к личным оценкам. На мой вкус. Дайане
чуть-чуть недостает той очаровательной
непосредственности, что свойственна чер-
ным исполнителям, и в то же время ее ис-
полнение лишено тонких интонаций и по-
лутонов. характерных в большей степени
для белых музыкантов. В результате ее
пластинка воспринимается как очень доб-
ротная. интересная и удивительно прият-
ная работа, но.
.. несколько безликая. Вы-
шедший почти одновременно с ней альбом
другой джазовой дивы. Кассандры Уилсон
(„Jacky Terrasson
&
Cassandra Wilson",
Rendezvous/ Blue Note), намно-о-го инте-
реснее.
Как бы то ни было. Дайана Кролл сего-
дня вполне заслуженно считается одной из
ведущих джазовых вокалисток.
Д. Лилеев
пространстве. В рамках представленной на
диске киносимфонии присутствует стили-
стика генделевской пленерной музыки (за-
ставка). перекличка со старинными анг-
лийскими и шотландскими песнями („У ка-
мина"), музыка индийского Востока („Со-
кровища Агры") и американского Запада
(Генри Баскервиль), венский вальс (Ирен
Адлер) и еще многое другое. Стилизация,
однако, не мешает неожиданным и очень
симпатичным и трогательным „прорывам"
чистой лирики и подлинного драматизма
(„В доме Адера“).
Музыка сериала — это музыка так на-
зываемого „третьего направления“:она не
отказывается от доступности и „общитель-
ности", свойственной бытовым, легким (в
лучшем смысле этого слова) жанрам, но не
поступается и завоеваниями в области сим-
фонического развития. Например, Дашке-
вич очень остроумно вводит вторую тему
увертюры (она необычно оркестрована —
звучит у скрипок и литавр): по всем при-
знакам далее должна следовать фуга (чем-
то тема даже напоминает фугато из Увер-
тюры к „Волшебной флейте" Моцарта), но
фуга могла бы усложнить изложение, и по-
тому сохраняется характер праздничного
„кончерто"; однако в репризе увертюры не-
сбывшееся ожидание полифонического
АУДИО МАГАЗИН 1/1998
предыдущая страница 115 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн следующая страница 117 АудиоМагазин 1998 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст