ВИТРИНА
сти дисков были записаны на жесткий диск. При этом я отка-
зался от услуг моего проигрывателя в качестве „транспорта",
поскольку интерфейсная карта моего PC" основана на неваж-
ном приемнике— конверторе „Crystal CS8412-CP“, и прибег-
нул к источнику в виде моего же CD-R — рекордера „Hewlett
Packard CD-Writer 6020“, подключенного через адаптер
„Adaptec AHA 1510 SCSI 2/ISA“, который оптимизирован под
передачу данных в блоках по 2352 бит, как и положено в фор-
мате CD-audio. После того как все композиции в первозданном
своем виде прибыли на жесткий диск моего PC, я приступил к
их конвертации в формат 16 бит/32 кГц при помощи не самого
худшего программного редактора „Sound Forge 3.0“ для
„Windows 3.1" (некоторые не стесняются готовить фонограм-
мы для эфира под программу „Windows'95“. не позволяющую
работать со звукоданными в блоках по 2352 бит, а лишь по 2048,
не говоря уже о сжатии промежуточных данных, — что непри-
емлемо). На все это ушло в общей сложности более суток, од-
нако именно так немецкие DSR-„
6
pcmKacTepbi" готовят к эфи-
ру фонограммы для серьезных музыкальных программ, ибо
качество работы ресэмплеров, действующих в реальном време-
ни, оставляет желать лучшего. Если прибавить к этому отсут-
ствие „эфирного фактора", станет ясно, что по приводимым ни-
же результатам нельзя судить о работе реальных приемников,
принимающих реальные радиопередачи: мой опыт позволяет
достоверно описать лишь идеальный случай. Тем не менее воз-
гласы обозревателей по поводу „чудовищной“ деградации
звучания в формате „16/32“ малоубедительны, особенно если
учесть, что те же люди признавали вполне нормальным
звучание в действительно чудовищном формате „MiniDisc“. На-
против, звучание плохих записей — с низкочастотным „дите-
рингом“1
12
, отсутствием высоких частот, призвуков и обертонов,
передача которых делает звучание естественным — в вариан-
те HDCD, скажем, никак не менялось после аккуратного пе-
ресчета частоты дискретизации до значения 32 кГц. Готов по-
клясться, что разницу в звучании оригинальной версии диска
Эткинса с Томми Эммануэлем и варианта „16/32“ сможет ус-
лышать только очень тренированный человек — она заключает-
ся в еле заметном огрублении голосов музыкантов во втором
случае. Копия американского варианта диска „Хиллбилис“ так-
же почти не потеряла в качестве. При воспроизведении от-
личных записей Монка и „Spirit Traveller" огрубление звучания
становится более заметным, есть небольшое сужение стерео-
базы. Любопытно, что характер этого огрубления, равно как и
остальные симптомы, напоминает обычное увеличение искаже-
ний при перезаписи на обычном кассетном магнитофоне высо-
кого класса, то есть носит ярко выраженный „аналоговый“ ха-
рактер. Самые большие потери в качестве наблюдались при про-
слушивании копии европейской версии диска Нопфлера с „Хил-
лбилис“, что естественно, ибо из всех участвовавших в экспе-
рименте записей эта имеет наибольший динамический диапа-
зон, — то же самое было бы при перезаписи этих дисков на
обычный аналоговый кассетник класса „Pioneer CT-S830“. Сто-
ит упомянуть, что во всех случаях получателем звукоданных
являлся процессор „Sony TA-E20000ESD“ (между прочим, пре-
красный джиттероподавитель!), выступивший в качестве ЦАПа
и предусилителя одновременно. Именно этот старый добрый
сундук служит для мониторинга — самого важного и ответст-
венного этапа в моей системе, и я могу поручиться, что в этом
качестве его нейтральность и аккуратность заслуживает ува-
жения. Такая модель „поведения“, типичная для DSR, выгодно
отличает этот формат от иных, использующих различные алго-
ритмы сжатия. Чистая математика говорит о том, что величина
произведения, записанного в формате „16/32“, к оригиналу
11 „Zefiro Acoustics ZA-2".
12 От английского
d ith e r
— „подмешиваемый псевдослучайный сигнал",
см. об этом в статье Р. Пашарина „Ультрапсевдоаналог", „АМ"
№ I (12)97, с. 7
7
Ред.
„16/44,1“ относится как 1:1,378, в то время как аналогичный
показатель для режима „лонг плэй“ в формате DAT
13
составля-
ет
1
:
2
; далее, для форматов, использующих сжатие данных, та-
ких как ATRAC (MiniDisc) и PASC (DCC и Alesis ADAT), сия
величина составляет 1:5 и 1:4 соответственно. Как говорил Шек-
спир: „Из ничего не выйдет ничего“. Так и из суррогатных циф-
ровых форматов не выходит ничего хорошего. В полном соот-
ветствии со словами Шекспира, на его родине развивается про-,
ект DAB (Digital Audio Broadcasting), внедряемый „Би-би-си“ с
сентября 1995 года. Казалось бы, DAB имеет явные преимуще-
ства перед DSR, так как ведется на обычных УКВ-частотах — в
Лондоне и пригородах в диапазоне 217.5-230 МГц (часть 11-го
и весь
12
-й телевизионный канал), что теоретически допускает
существование карманных приемников со штыревыми антен-
нами. При этом в рамках ОАВ-„пакета“ шириной 12,5 МГц воз-
можна одновременная передача семи программ (против шест-
надцати у DSR. как вы помните). Однако слабым местом DAB
оказалось применение сжатия данных в соотношении
1:6
по ал-
горитму MUSICAM, напоминающему ATRAC в математичес-
кой модели, и это сразу же поставило детище „Би-би-си“ в
ущербное положение по отношению к DSR14. Кроме того, уз-
кая диаграмма направленности при приеме со спутника в сочета-
нии с отсутствием мощных индустриальных помех в „спутни-
ковом“ диапазоне обеспечила DSR неплохие условия приема
по сравнению с такой же системой, рассчитанной на использо-
вание метрового диапазона волн, да еше в условиях большого
города, где в том же диапазоне присутствует рой помех от сото-
вых телефонов, служебных радиостанций, телевещания, нако-
нец. Как бы то ни было, гиганты электронной промышленно-
сти, такие как „Sony“ и „Matsushita“, не проявили интереса к
начинанию „Би-би-си", и в результате производством DAB-при-
емников занялись китайские товарищи и несколько предпри-
ятий на территории бывшей ГДР. Кроме того, сетка DAB-веща-
ния „Би-би-си" не предусматривала тематических программ по
жанрам и стилям: за исключением одной информационной, ос-
тальные четыре программы вышли разношерстно-развлекатель-
ными. Не желая покупать китайские „брэнднэймы“ для прослу-
шивания музыки стиля „тыц-тыц“, жители Острова не поддер-
жали развитие DAB трудовым фунтом, в результате обещание
„Би-би-си“ охватить к 1997 году цифровым вещанием 60% тер-
ритории страны осталось лишь обещанием. Любопытно, что в
красном Китае, в городе Гонк-Конг, бывшем в древние времена
британской колонией, цифровое радио очень популярно, но ве-
щание ведется со спутников в формате DSR. Развитие DSR-ве-
щания в Европе говорит в пользу того, что оно как раз и утвер-
дится в качестве общепринятого международного стандарта. В
США же радио признано вымирающим средством масс-медиа,
поскольку, в отличие от телевидения, не показывает понятных
тамошним жителям картинок, а вникать в звуковую информа-
цию у янки нет сил. Поэтому никакого цифрового радио там
нет15. Поскольку родина Микки-Мауса считается эталоном об-
раза жизни у большинства наших „новых“, никто не собирает-
ся у нас заниматься развитием такого непрестижного и труд-
ного для восприятия средства массовой информации, как ра-
дио. Вероятно, наше столь непонятное для европейцев жела-
ние не отставать в развитии от Самой Великой Страны На Све-
те как раз и не позволяет им считать Россию европейской дер-
жавой.
------------------------- О
11 В режиме „LP" формата DAT применяется 12-разрядное нелинейное
квантование. Отсюда сокращение потока данных в два раза. Нелиней-
ное квантование чревато грубым и назойливым воспроизведением
громких звуков.
14 Все это написано в разных номерах „Hi-Fi News
&
Records Review".
15 В Нью-Йорке есть несколько кабельных сетей. Спутникового цифрово-
го радиовещания нет — только цифровой звук в телевидении.
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 139 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 141 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст