ВИТРИНА
C D
средственно со спутников, однако приемники, рассчитанные
лишь на „кабельные“ частоты, можно подключить к радиочас-
тотному выходу любого спутникового тюнера, то есть к гнезду
антенного типа „RF Out" на задней панели.
В 1985 году на рассмотрение AES был предложен стандарт,
созданный специалистами министерства исследований и новых
технологий ФРГ. Согласно ему, вместо обычной телепрограм-
мы (или вместе с ней) в рамках частот одного телеканала пере-
дается до 16 стереофонических либо 32 монофонических про-
грамм, упакованных в своего рода „пакет". Разумеется, тип про-
грамм может варьироваться и в рамках одного такого „пакета"
вместе со стерео- могут передаваться и монофонические про-
граммы. Как правило, информационные, общественно-поли-
тические, литературные и
образовательные программы переда-
ются в моно-, а музыкальные — в стереофоническом варианте.
Вместе с собственно телевизионной программой могут переда-
ваться две стерео- или четыре монофонических радиопрограм-
мы. Качество звука DSR-передач определяется способом коди-
рования, который в этой системе заключается в использовании
цифрового слогового компандера, преобразующего на стороне
передачи обычные 16-битовые линейно квантованные цифро-
вые сигналы в поблочно кодированные с точностью 14 разря-
дов на отсчет с плавающей запятой. В каждом блоке данных
длиной в 2875 бит (против 2352 в системе „компакт-диск", но
для всех 16 каналов сразу) передается 3-битовый масштабный
коэффициент, указывающий, в какой амплитудной области на-
ходится наибольший из 64 отсчетов в этом блоке. Это позволя-
ет при малых амплитудах сигнала передавать данные в 16-би-
товых словах. При этом степень мешающего влияния неопо-
знанных поврежденных разрядов ограничивается амплитуда-
ми, соответствующими масштабному коэффициенту. Так или
иначе, на цифровом выходе DSR-тюнера данные присутствуют
в формате 16бит/32кГц; при этом, естественно, 16-битовые
слова линейно квантованы (в магнитофонах DAT и DCC в „до-
лгоиграющем" режиме применяется нелинейный алгоритм
квантования, что приводит к ошибкам при больших уровнях сиг-
'нала, а следовательно, большой оркестр, скажем, звучит очень
грубо). Этот формат является промышленным стандартом, боль-
шинство бытовых и профессиональных устройств для цифро-
вой звукозаписи с ним так или иначе совместимы (некоторые
устройства пересчитывают на входе данные из этого формата в
формат 16 бит/44
,1
кГц). Кроме звукоданных, для каждой из
16 (32) программ передается информация о ее типе, музыкаль-
ном жанре, времени начала и окончания фрагмента. Данные о
названии программы и
ее типе могут в виде бегущей строки вы-
водиться на алфавитно-цифровой дисплей тюнера; большинство
дисплеев рассчитано на одновременную индикацию лишь
10
-
12 буквенных знаков. Правда, дисплей приемника „Sony DAR
1000 ES“ может показывать целых 20 буквенных знаков одно-
временно. Стандартом определено, что в каждом „пакете" пе-
редается 16 типов программ, поэтому некоторые приемники,
такие как „Grundig ST 9000 SHF“ и вышеупомянутый „Sony“,
имеют на лицевой панели и пультах дистанционного управле-
ния 16 кнопок с названиями тем: „Jazz“, „Rock“, „News“, а бо-
лее простые приборы позволяют выбирать 16 стандартных тем
при помощи кнопок со стрелками, вроде „<“ и „>“. Оба тюнера
можно подключать прямо к выходу блокконвертора „тарелки“
(LNB) — они рассчитаны на прием в диапазонах 850-1750 МГц
у „Grundig“ и 950-1750 МГц у „Sony“, а также в „кабельном“
диапазоне 50-855 МГц; таким образом, оба тюнера в состоя-
нии ловить обычные аналоговые FM-станции в УКВ-диапазонах
66-74 МГц и 88-108 МГц, правда, в „советском" УКВ — лишь
в моноварианте.
Эти мультиталанты, „Grundig ST 9000" и „Sony DAR 1000
ES“, стоят, соответственно, около $800-900 и около $600-660.
Приемники имеют цифровые выходы как в электрическом ко-
аксиальном. так и
в оптическом вариантах, причем „Grundig“ —
не только на гнездах типа „TosLink“, но и
в формате ST/
АТ & Т3. Оба аппарата, кстати в корпусах с красивыми наклад-
ными деревяшками по бокам, являются последними из ныне вы-
пускаемых, которые способны вести прием и в „кабельном“, и
в „спутниковом" диапазоне. Их собратьев вытеснила с рынка
целая армия более простых, „кабельных" приемников. Произ-
водители рассчитали, что среднестатистический покупатель
приобретает тюнер для приема DSR, как правило, в дополне-
ние к комплекту для приема спутникового телевидения; кроме,
того, кабельная сеть в Центральной Европе растет как на дрож-
жах, что и предопределило прекращение выпуска мультивол-
новых тюнеров, доминировавших на этом рынке во второй по-
ловине 80-х годов. Такие тюнеры выпускаются, например, под
марками „Denon“, „Technics", „Revox", „TechniSat“, „Telefun-
ken“ (то есть „Tompson“), „Amstrad", „Nokia“, „Т+А", „Sie-
mens“, „Philips/Marantz" и, разумеется, „Grundig“, причем су-
ществуют варианты таких приемников даже в составе миди-
систем — скажем, „Grundig ТЗ10" всего за $230-250. Все та-
кие приемники являются также полноценными аналоговыми
УКВ-тюнерами. Некоторые из них в этом качестве встречают-
ся и на нашем рынке — правда, представители торговли почему-
то не могут внятно объяснить смысл аббревиатуры DSR на ли-
цевой панели.
..
Если же сравнить, к примеру, высшую „кабельную" модель
„Grundig-Тб“ с упоминавшейся выше „SF 9000", то в глаза сра-
зу же бросается минималистский дизайн, отсутствие „тема-
тических" кнопок даже на пульте ДУ и простенький дисплей
„Тб“, — на вид его не отличить от самого обычного УКВ-при-
емника, нет никаких деревянных накладок, зато он и дешевле
приемника „SF 9000“ более чем вдвое. Ясно, что „кабельщи-
ки" не блещут в полной мере удобствами, предоставляемыми
самим форматом DSR. Самое важное здесь для нас то, что льви-
ная доля „кабельных" тюнеров, являясь модификациями
обычных УКВ-тюнеров, не снабжается никакими цифровыми
выходными интерфейсами4, и следовательно, владелец того же
„Тб" не сможет его слушать через внешний высококачествен-
ный ЦАП. В сети „Интернет" можно встретить объявления вро-
де: „Снабжаем тюнеры цифровыми выходами в формате, пред-
ложенном заказчиком“.
О
качестве звучания DSR-аппаратуры с полным основанием
мне судить трудно, однако я провел эксперимент, дающий не-
которое представление об особенностях данного формата. Для
этого я взял диски „Spirit Traveller. Playing The Hits From The
Motor City“5; „Thelonius Monk. Strait, No Chaser
“6
(обратите
внимание — записан не хуже, чем предыдущий XRCD); мой лю-
бимый, европейского издания, диск Марка Нопфлера и „Хил-
лбилис“ „Missing.
.. presumed having a good time“7; тот же диск
в американской версии
8
— с „мегабассом“, звучащий очень не-
важно против европейского издания и короче (!) на три секун-
ды; совсем неважный (в плане качества звука) диск Эткинса с
Томми Эммануэлем (такой Крокодил Данди, с гитарой, из Ав-
стралии) „The Day Finger Pickers Took Over The World
“9
(по со-
держанию диск очень клевый); а также великолепный по со-
держанию, но отвратительно записанный диск гитариста Джо-
на Кэмпбелла „One Believer
“ 10
(обратите внимание — человек
уровня Хендрикса, но, в отличие от него, скорее сломает кому-
нибудь шею, чем одну из своих любовно отреставрированных
гитар 1940-х гг., кроме того — со своей оригинальной исполни-
тельской техникой и вещами собственного сочинения, что боль-
шая редкость в наше время). По шесть композиций со всех ше-
1 В двух из шести модификаций в варианте .
.SHF" — точно, но нет
„TosLink".
4
„Т+А DT2000 А С за $2300, естественно, снабжен.
5 „JVC", 1996, XRCD.
6 „Sony", 1979/1996.
7 „Phonogram", 1990.
s „Warner Bros” , 1990.
9 „Sony", 1997, HDCD (в чем и причина неважного звука).
10 „Electra", 1991.
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 137 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 139 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст