МУЗЫКА О
авторов н ет и н ам ека на р азл и ч н о е в о с п р и я ти е одного и того ж е
л ад а5
*
*
*
9.
Дорийский
л ад . ве л и ч ествен н ы й и м у ж ес тв е н н ы й , п р ев о зн о си в -
ш ийся всем и п и сател я м и , бы л н аи б о л ее пригоден д л я в о с п и тан и я.
П р о ти в о п о с та в л ял ся ем у п ри ш едш ий и з М ал о й А зи и эк с т а т и ч е -
ски й
фригийский
он бы л св я зан с ав л о со м и очи ш ал те л о и д у -
ш у.
Лидийский
— п о гр еб ал ьн ы й , п л ач е в н ы й , „ ж е н с к и й " стр о й .
В сего бы ло сем ь осн овн ы х л ад ов и сто л ько ж е доб аво ч н ы х , гипо-
ладов. Г лавны м родом бы л дори й ски й , со о тветству ю щ и й н аш ем у
минору. В этом ж е строгом и вел и ч ествен н о м л ад у бы л н астр о ен и
К осмос греков. В д ал ьн ей ш ем разн ы е лады все б ол ьш е у н и ф и ц и -
ровали сь — сгл а ж и в а л и с ь то н ки е р азл и ч и я м еж д у н и м и, они как
бы со б и р ал и сь у д в у х п р о ти во п о л о ж н ы х п ол ю сов, и к X V II веку
все 14 ладов о к а за л и с ь „п од ел ен ы “ м еж д у н аш и м и м аж ором и м и-
нором. О дн ако р азл и ч и я не и сч езли полностью : каж д о м у к о н к р е т-
ном у м ин ору (л я м и н ору, до м и н ору), как и м аж о р у , п ри сущ а своя
соб ствен н ая эм оц и он ал ьн ая (а зн ач и т, и см ы сл о ва я) о к р ас к а, и н аче
говоря, свой со б ств ен н ы й этос.
О п ред ел ен н ы м зн ач е н и е м об л ад ал и и реги стры : и н ту и ти в н о п о-
н им ая, что н и зки е звуки по природе своей и н ф о р м ат и в н е е, д р е в -
ние н и ж ни й р еги стр п редп оч и тал и б е ссо д е р ж ат ел ь н о м у и п у сто -
му, на их взгл яд , вер х н ем у . .
.П очем у н и зки й зв у к и м еет б ол ьш е
зн ач е н и я , чем вы соки й ? — п и сал А р и ст о те л ь. — А п отом у, что
н и зки й — больш е: он п ох о ж на тупой угол, а то т — на о стр ы й ".
И звестн о е всем ц и ви ли зац и ям р азд е л ен и е м и рового ц елого на
м уж ское и ж ен ск о е н ач ал о с у щ ес тв о в ал о и в м у зы ке греков. Н е-
п реры вно звучащ и й поток, м е л о с 10 1
, о б р е тал о ф о р м л ен н о ст ь и д и с -
кр етн о сть бл аго д ар я ри тм у, м уж ско м у н ач ал у . „Р и тм и ч е ск и е м о-
м ен ты .
.. у ст ан ав л и в а ю т си л у м елоди и , и зм ер я я вр ем я и стр о й н о
п риводя в д в и ж е н и е ум ", — говорил в тр а к т а т е о м узы ке А ри сти д
К в и н т и л и а н . М е л о с с о е д и н я л с я с р и тм о м , су щ е с тв у ю щ и м п л а -
сти ч ески , как ритм тан ц евал ьн ы х д в и ж ен и й ; подобн о том у как в р е-
мя и п ростран ство и зм ер ял и сь д в и ж е н и ем (п он и м аем ы м как п е р е -
м ещ ен и е н еки х те л ), т а к и ритм бы л д л я греков не чем ин ы м , как
телесн ы м д в и ж е н и е м ": он м ы слился „зрен и ем — как в п л яс к е; сл у -
хом — как в п ении; о ся зан и ем — как б и ен и е п у л ь са" (А р и с ти д
К ви нти лиан). К райне важ н о, что в п он яти е „ри тм " входил не тол ько
звук, но и ти ш и н а. А н ти ч н ость, в отл и ч и е от века д е в ят н ад ц ат о го ,
не сч и тал а, что „м елоди я — душ а м узы ки ": о б р а зн о говоря, „д рай в"
тан ц ев и п есноп ен и й д р евн и х греков п е р е ж и в а л с я эм о ц и о н ал ьн о
гораздо о ст р е е , и н т е н с и в н е е , чем м ел о д и ч еск о е н ач ал о . О р ф е я ,
ед и н ствен н ого и з см ер тн ы х , ве р н у в ш е го с я ж и вы м и з А и да, р а с -
тер зал и вакх ан ки , вп авш и е в та н ц е вал ьн ы й эк стаз:
В се бы удары м огло отв ести его п ен ье; но страш н ы й
Ш ум и н адувш и е рог б е р ек и н тск и е ф л ей ты ,
Р у к о п л е ск а н ья , ти м п ан и в акх и ч ески х во згл асо в вопли
С трун загл у ш и л и напев.
Овидий, Метаморфозы, X I1-53
12
В этом н ап ол н ен н ом реальны м и зв у к ам и отр ы вке уд и ви тел ьн о
ди н ам и чн о п ередан о ст о л к н о вен и е в а к х и ч ес к и х ф л е й т и ли ры О р -
ф ея. В едь в отн ош ен и и и н стр у м ен то в т о ж е с у щ ес тв о в ал о строгое
р аздел ен и е: л и р а (и ее р азн о ви д н о сть — к и ф а р а ) бы ла и н стр у м е н -
том „а п о л л о н и ч еск и м ". авлос — „д и о н и си й ски м ". В со зн ан и и гре-
ков струн ны е и н струм ен ты с в я зы в а л и с ь с идеей п оряд ка и с т р о й -
ности чувств и м ы слей , духовы е ж е воп л ощ ал и сти х и й н о е н ач ал о
ж и зн и и и скусств а. И этом у су щ ес тв у е т ч и с то п р ак т и ч ес к о е о б ъ -
ясн ен и е. Ч то п р ед с та вл ял а собой л и р а? П р о о б р а з со в р ем ен н о й а р -
фы: каж ды й тон б р а л с я на отд ел ьн о й ст р у н е. К о л и ч ест в о струн
5 „Все аффекты нашего духа при своем различии имеют собственные фор-
мы в голосе и пении", — спустя тысячу лет повторял вслед за древними
Августин Блаженный.
10 „Античный мелос — это потоки, ручьи и ручейки внутренних рифм-
перекликов и эхо созвучий, паузных немотствований. переменной дли-
тельности и ускорений.
.." — вдохновенно писал Я. Голосовкер. историк-
античник. всю жизнь переводивший и изучавший поэзию греков.
11 Греки чувствовали и могли передать ритм и в неподвижном: вспомните
античную скульптуру.
13 Перевод С. Ш ервинского.
п ост еп ен н о у в е л и ч и в а л о с ь , но с о х р а н я л с я при нц и п : д л я и зм ен е-
н и я с т р о я (л а д а ) и с п о л н и т е л ь д о л ж е н п е р е с т р о и т ь и н стр у м е н т.
Т ол ько ритм и д и н ам и к а м огли и зм ен ят ься и сп о л н и тел ем во вре-
м я игры , зву к о в о й ж е со с та в бы л п остоян н ы м . А ф л ей т а (а в л о с),
п о я в и в ш а я с я п о зж е , „д ал а в о зм о ж н о ст ь п о л у ч ать ж и в ы е и п р о тя -
ж ен н ы е зв у к и , ж и в у ю и д л и те л ь н у ю м елоди ю " — он а бы ла б ол ее
ги бки м и тон ки м и н стр у м ен то м и п отом у с и л ь н е е и н еп о ср е д ст-
в е н н е е в о зд ей с тв о в ал а на эм о ц и о н ал ьн о е со с то я н и е сл у ш а т е л я .
,
Н а воп рос о том , как св я за н ы м еж д у соб ой м узы ка и ч е л о в еч е-
с к а я ду ш а, ч р е зв ы ч а й н о и н тер е сн о о тв е ч а л А р и сто тел ь. О н о б ъ -
я с н я л сп о с о б н о с ть м у зы ки п е р е д а в а т ь все д у ш ев н ы е и зм ен ен и я
б е з к ак и х -л и б о „всп о м о гател ьн ы х с р е д ст в " (к которы м о тн о с ят ся
сл о во , н агл яд н ы й о б р а з, ж е с т ) тем , ч то м у зы ка, как и п си х и к а, н е-
с е т в себ е „эн ер ги й н у ю " п о д ви ж н о сть. И з этого у т в е р ж д е н и я с л е -
д о в а л и в е сьм а л ю б о п ы тн ы е вы воды . Н а п р и м е р , т а к о й : „П очем у
ритм и м ел оди я, будучи зв у к ам и , п оходят на эт и ч е с к и е св о й с тв а ,
а вку с н ет, и д а ж е кр аски и зап ах и ? А п отом у, что они су т ь д в и ж е -
н и я, р ав н о как и д е й с тв и я . Э н ер ги я ж е е с т ь у ж е э т и ч е с к о е .
..“ .
В со ед и н ен и и со сл овом или п л асти ч ес к и м д в и ж е н и е м в о зд ей -
с т в и е м узы ки б ы ло е щ е си л ь н ее . П р а в и л ь н е е б у д е т с к а за т ь , что
п ер в о н а ч ал ьн о он а с у щ ес тв о в ал а в н екоем с и н к р ет и ч ес к о м ед и н -
с т в е , в п рочн ой с в я зи с тан ц ем и сл овом . В ся гр е ч е с к а я п о эзи я
б ы л а в о к а л ь н а . С о л ьн о е и ск у с с тв о , и ск у с с тв о и н д и ви д у ал ьн о го
н а ч а л а (в п р о т и в о п о л о ж н о с т ь х о р о в о м у , к о л л е к т и в н о м у ), п о -
л у ч и л о им я „ л и р и к а", н авсегд а зак р е п и в ш ее вн утрен ню ю с в я зь по-
эзи и и м ел о са. (З а м е ч а л и л и вы, как и сп ол н яю т свои сти хи п оэты ?
Н а р асп ев , та к , что и ногда м ож н о д а ж е й о ти р о вать их и сп ол н ен и е. )
О д н ак о у ж е в э л л и н ск и е в р е м ен а н ач и н ае тс я п оеди н ок м еж д у с л о -
вом и м узы кой . П о я в л ен и е ч и сто и н стр у м ен тал ьн ы х ко м п о зи ц и й 13
го во р и т о н ач ав ш ем с я р азд е л ен и и поэзи и и м узы ки , их обо со б л е-
нии д р у г от друга. Н овое, и н стр у м е н тал ьн о е и ск у с ств о восп р и н я -
л и н ед ов ерчи во: у к азы в ал и на его оп асн ое, р ас сл аб л я ю щ е е в л и я -
н и е на ю ны е душ и и т е л а , о б в и н я л и в зв у к о п о д р аж а тел ь с тв е и и з-
л и ш н е й п си х о л о ги ч н о сти , в б е сс т р а с т н о с ти и п устой ви р ту о зн о -
сти . „К то подходи т к вр а там п оэзи и не в и ссту п л ен и и м уси ческом .
а в у б е ж д ен и и , ч то одн о м ас те р ств о сд ел ае т его поэтом , то т и сам
не п о эт, и и ск у с ств о его, как и ск у с ств о зд р аво м ы сл я щ его , и сч еза-
ет п ер ед и ск у с ств о м и сс ту п л ен н ы х ". — п и сал П латон .
К ст ати , с и м ен ем П л ат о н а с в я за н а са м а я загад о ч н ая стр ан и ц а
в и стории м узы ки . О н созд ал м узы кальн о-косм ол оги ч ескую э с т е -
ти к у , в ко то р о й м и р п л а н е т бы л вы строен как н екий геп тахорд (п о -
сл е д о вател ьн ы й ряд из сем и эл е м ен то в ). Р асс то я н и е о т Л ун ы , о б о з-
н ач ен н ой к а к 1. д о С о л н ц а (2 ) со о т в е т с т в о в а л о о ктаве (2 :1 ), р а с -
с т о я н и е о т В ен еры до С ол н ц а — кви н те (3 :2 ) и т а к д а л е е. В се м и -
ровое п р о ст р ан ст в о п р ед с та вал о как зв у ч а н и е сем и н ебесн ы х под-
в и ж н ы х с ф е р , к а к у н и в е р с а л ь н ы й м у зы к а л ь н ы й и н с т р у м е н т .
П ри чем , как струн ы в м узы кальн ом и н струм ен те и м ею т р азн о е н а -
т я ж е н и е , т а к и сам К осм ос п р ед с та в л я л ся не одн ородн ы м , но со -
сто ящ и м и з о б л ас те й н а п р я ж е н и я и р а зр я ж е н и я . В тори чн о м ы сл ь
о н ео д н ородн ости м и рового п р о стр ан ства бы ла в ы ск азан а сп у стя
м ного веко в с о зд а тел е м общ ей тео р и и о тн о с и т ел ьн о ст и Э й н ш т е й -
ном.
З а м е ч а т е л ь н о , что п и ф агорей ц ы сч и тал и З ем л ю ш ар о о б р азн ы м
тел о м , х о тя д о к а за н это т ф а к т бы л то л ьк о в эп о х у в е л и к и х гео гр а-
ф и ч е ск и х отк р ы ти й . И х у в е р ен н о сть о с н о в ы в ал а сь на п ростом р ас-
су ж д ен и и : сам о е п р ек р а сн о е в м и ре ф орм — с и м м е т р и я . С ам ой
вы сокой степ ен ью си м м етри и о б л ад ает с ф е р а, сл е д о в а т е л ь н о , З е м -
л я сф е р и ч н а и д в и ж е т с я по о к р у ж н о ст и . Т о, что с т а л о д о сто я н и ем
н ауки л и ш ь м ного веков сп у с тя , м и ф о -п о эти ч ес к о е с о зн ан и е гре-
ков о тк р ы в ал о на о сн о в е у б е ж д е н и я , ч то м и р ед и н и п р ави т в нем
к р ас о та .
О том . как р а зв и в а л а с ь м у зы ка в новую , х р и ст и а н ск у ю эру, как
м ен я л о сь е е зн а ч е н и е в ж и зн и ч е л о в ек а , мы р а с с к а ж е м в сл едую -
щ ем ном ере.
Продолжение следует
На состязаниях в Дельфах в 586 г. до н. э. авлист С акад одержал победу,
исполнив инструментальное сочинение, изображ авш ее борьбу Аполлона
с драконом Пифоном.
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 129 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 131 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст